Тайна крейсера «Эдинбург»: как союзники утопили 5,5 тонн «золота Сталина»

Тема

83 года назад англичанам пришлось расстрелять собственный крейсер «Эдинбург» с советскими ценностями на борту, чтоб они не достались фашистам. После войны этот груз был найден. Но до сих пор поднят не весь!

 

В истории Великой Отечественной много будоражащего воображение. Один из сюжетов – последнее плавание британского крейсера «Эдинбург». В конце апреля 1942 года корабль вышел из Мурманска и направился в Рейкьявик. На его борту был груз из 465 золотых слитков.

РАЗБИВШИЙСЯ ЯЩИК

Крейсер «Эдинбург» должен был сопровождать конвой QP 11. Это 13 транспортных судов, доставлявших грузы для СССР. Они возвращались домой, на Запад, в сопровождении военных кораблей. Шесть эсминцев, четыре корвета, вооруженный траулер... И легкий крейсер «Эдинбург», у которого в том походе была дополнительная миссия: 93 деревянных ящика. О содержимом должен был знать только ограниченный круг лиц. Но тайна так и просилась наружу: шифровальщик крейсера Джон Кенни позже вспоминал, что один из ящиков соскользнул с поддона, грохнулся на палубу и разбился. «Мы увидели золотые слитки», - написал позже Кенни.

Больше 5,5 тонн сверкающего металла – ничего себе! Если быть точным, 195548 унций. По сегодняшним ценам - почти 50 миллиардов рублей. Конвой направлялся в Рейкьявик. А оттуда «золото Сталина» должно было прямиком отправиться в США.

- Точных сведений, для чего оно предназначалось, нет до сих пор, - сказал «КП» доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО при МИД России Сергей Монин. - То ли это была оплата первоначальных, еще до ленд-лиза или сверх ленд-лиза, поставок. Еще есть версия, что мы отправляли это золото для производства сложной аппаратуры, вроде средств связи, навигации, радиолокаторов, гидролокаторов. В такой аппаратуре используются драгоценные металлы, и мы поставляли материал, чтобы Запад для нас изготовил такую аппаратуру.

Как бы то ни было, 28 апреля 1942 года конвой вышел из порта Мурманск и взял курс на Запад.


"Эдинбург" был спущен на воду в 1938 году, это был лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из девяти кораблей этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны.

Фото: ru.wikipedia.org.


U-456 передала на базу координаты обнаруженного крейсера.

На рассвете 2 мая группу догнали три немецких эсминца – «Герман Шёман», Z-24 и Z-25. Завязался ожесточенный бой. «Эдинбург» выдержал еще одно попадание торпеды, он не утонул, но на этот раз замер окончательно. Здорово потрепало и эсминец «Форсайт». Но и немецкая эскадра понесла потери: обороняющиеся подбили «Германа Шёмана», двум другим эсминцам пришлось выйти из боя и снимать с флагмана экипаж. Около 8:30 «Шёман» пошел ко дну. После этого немцы атаковать не решились и ушли.

Между тем было ясно, что «Эдинбург» с его золотом не спасти. В небе уже появились вражеские самолеты-торпедоносцы, для которых замершая группа кораблей могла стать легкой мишенью. И тогда контр-адмирал Бонэм-Картер приказывает эвакуировать экипаж и добить крейсер, чтобы он точно не достался врагу. Около девяти утра «Эдинбург» получил еще одну, уже английскую торпеду и пошел ко дну.

Я НАШЕЛ ЗОЛОТО!

Идеи поднять золото со дна время от времени возникали у многих. Но необходимые технологии появились только к концу 1970-х. К тому же между Советским Союзом и Западом шла Холодная война, а для начала работ нужны были совместные действия СССР и Великобритании. Дело в том, что золото на «Эдинбурге» на 2/3 было застраховано советским Госстрахом, а на оставшуюся треть — британским Комитетом по страхованию военных рисков. Страховку американцам давно уплатили, и золото перешло в собственность страховщиков. Было и еще одно обстоятельство: лежащий на дне корабль считался военным захоронением, где нашли вечный приют 57 погибших английских моряков. Так что без согласия Лондона ничего сделать было нельзя.

Уговорил стороны профессиональный дайвер, сын рабочего из Западного Йоркшира Кейт Джессоп. Он предложил контракт, по которому все расходы и риски ложились на него, Джессопа. Пан или пропал — если провалится, не получит ничего. А вот в случае удачи забирает 45 процентов поднятого. СССР и Англии — в пропорциях две трети к одной — отходили остальные 55 процентов.

Денег на организацию работ у Джессопа не было — только крохотный уставный капитал в специально созданной компании «Джессоп Марин Рикавериз». Но инвесторов ныряльщик нашел быстро.

Поиски корабля на дне заняли всего 5 дней. Лежащий на глубине около 260 метров «Эдинбург» нашли в августе 1981-го. А вот операция по подъему слитков заняла 1,5 месяца. Зафрахтованное судно «Стефанитурм», которое раньше использовалось для подводного бурения, постоянной работой винтов держалось над «Эдинбургом». В трюме оборудовали барокамеру: чтобы не тратить время на компрессию и декомпрессию, водолазы прямо жили в ней под давлением, спускались на дно посменно в специально оборудованном водолазном колоколе.

Добраться до золота удалось не сразу. Пришлось прорезать сталь корпуса, в слое ила пробираться по коридорам и помещениям. Только в середине сентября из динамиков связи послышался голос одного из водолазов: «Я нашел его, это золото!». За ближайшие 19 дней подняли 431 слиток золота. Общий вес составил 5 тонн 129,3 кг. Оставалось «всего» 34 слитка. Но к 5 октября разразился шторм, ударили снежные заряды. К тому же водолазы смертельно устали. И Кейт Джессоп волевым решением сворачивает работы. «Стефанитурм» уходит в Мурманск, нагруженный золотом.

Это была мировая сенсация, клад стоил более $81 миллиона. Это в ценах 1981 года! $35 миллионов из них получила фирма Джессопа и ее инвесторы. Кладоискатель собирался через год вернуться на «Эдинбург». Но потом предпочел отправиться искать сокровища в более теплый карибский регион. Что ему какие-то 34 слитка...

Контракт на подъем остатков получила другая английская компания — «Уорлтон-Уильямс». У ее руководства были надежды, что на самом деле на «Эдинбурге» перевозили больше золота — чуть ли не 10 тонн. Но нет — из 34-х поднять удалось только 29 слитков на 345,3 кг. Тоже немало. А пять слитков — около 60 кг золота — так и остались на дне внутри погибшего крейсера.

СОКРОВИЩА РОММЕЛЯ И ЯМАСИТЫ

Есть и другие истории об утраченных или спрятанных во время Второй мировой войны золоте и сокровищах. Одна из них – это легенда о золоте Роммеля. Якобы по приказу немецкого военачальника Роммеля сундуки с награбленным в Северной Африке золотом, платиной, ювелирными изделиями и археологическими ценностями были погружены на военный катер, который затонул где-то около Корсики. Это золото до сих пор ищут кладоискатели.

Еще одна история – о так называемом «золоте Ямаситы». По ней генерал Ямасита, командовавший японскими войсками на Филиппинах, в 1944 году спрятал в подземных тоннелях золото, награбленное японцами по всей Юго-Восточной Азии. В 1988 году филиппинский охотник за сокровищами Рогелио Роксас подал иск против бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса. Он утверждал, что еще в 1961 году, следуя карте сына одного из японских солдат, нашел золото, но Маркос его украл. И суд признал его правоту. А в 1992-м жена Фердинанда Маркоса заявила, что именно золото Ямаситы стало основой состояния её мужа.

Источник: kp.ru

 

https://iravunk.com/sim/?p=312481&l=ru/