Нельзя называть союзниками страны, которые пытаются усидеть на нескольких стульях. Владимир Карасев
Аналитика
О процессах в регионе, о геополитических интересах великих держав, а также об изменениях миропорядка в результате СВО мы побеседовали с российским политологом, международным экспертом Владимиром Карасевым.
- Владимир Васильевич, за последние месяцы мы наблюдаем резкое обострение в отношениях Азербайджана и России после инцидента, связанного с крушением самолета. Там закрыли представительство Россотрудничества, “Sputnik Азербайджан”. На ваш взгляд, какие цели преследует Алиев?
-Этого следовало ожидать. Нельзя называть союзниками страны, которые пытаются усидеть на нескольких стульях: быть хорошими и для России, и для Запада, и для США, и для Израиля. Поэтому все, что делается в Баку , в принципе, было ожидаемо. Тут можно назвать несколько причин.
Во-первых, Алиев стал меньше получать денег от перегонки энергоресурсов через территорию Украины, и это ему стало невыгодно. Тем людям, которые считают, что Азербайджан и Турция - друзья России, я всегда говорю: это ситуативные друзья.
Алиев хочет дальше продолжать продавать нефть, поэтому для него крайне необходимо сблизиться с Трампом. Это сейчас его основная задача. Он может сделать это через Нетаньяху, с которым у Алиева тесные отношения, в том числе и по активной военной торговле.
Что касается непосредственно Российской Федерации, я неоднократно говорил, что с таким подходом Турция и Азербайджан не могут быть нашими союзниками. Алиев решил использовать момент, когда Россия воюет с НАТО и пока что не может выстроить жесткие отношения с Турцией. Алиев ищет выгоду.
По поводу закрытия СМИ, это такая же русофобская позиция, как и на Западе, в Европе, на Украине. Закрыть рот, чтобы никто не говорил правду о бакинских властях.
Возвращаясь к теме крушения самолета. Я тогда сказал, что нехорошо оскорблять Российскую Федерацию, если вы считаете ее союзником. Нужно дождаться результатов вскрытия черных ящиков. После их вскрытия вскрылась и ложь Алиева. Оказывается, русские диспетчеры, наоборот, пытались спасти пассажиров и предлагали посадить самолет на территории России. Но азербайджанский пилоты решили лететь до Казахстана. Кто тогда виноват в трагедии? Кого нужно наказывать? Поэтому, по моему мнению, наступил момент, когда Алиеву пришлось сделать выбор. Может быть, ему подсказывали из Вашингтона.
Я не исключаю, что дальше у нас еще начнутся проблемы по линии дипломатии, может быть даже и высылка дипломатов. Подчеркну, союзники так не поступают. Я всегда говорю, что Азербайджан нам не союзник.
- Владимир Васильевич, на протяжении долгого времени Запад ведет в отношении России политику по созданию очагов напряжения вокруг нее. Это Украина, Грузия, Молдова, Азербайджан, Армения. Как вы считаете, после прихода Трампа может ли измениться подобный западный внешнеполитический курс?
- Трампу не интересны страны, которые соседствуют с Российской Федерацией. Ему могут быть интересны полезные ископаемые в этих странах. Трамп - это про бизнес. Трампу больше интересны темы Южно-Китайского региона, Ближнего Востока, потому что он действительно активно будет поддерживать Нетаньяху.
Я считаю, что Трамп сейчас не будет сильно вмешиваться в процессы, связанные, в первую очередь, с Грузией, где работали над демократией. Что касается противостояния Азербайджана и Армении, я думаю, Трамп туда тоже не будет вмешиваться, потому что ему это не совсем интересно. Он больше будет заботиться о том, чтобы как-то наладить отношения с РФ и Китаем, если ему не помешают.
Для Европы и Великобритании – это проблема. Если раньше бюджет США уходил в Европу и в Британию, и высшие чиновники зарабатывали на этом миллиарды, то сейчас это все закончилось. Британцам, европейцам необходимо, чтобы горячие точки в соседних с Российской Федерацией странах - бывшего Советского Союза, продолжались. Поэтому, я думаю, что Запад продолжит противостояние с Россией, но уже без Соединенных Штатов.
- Турция ведет свою игру и старается усилить свою роль в регионах Южного и Северного Кавказа, Сирии. На данном этапе Турция для России больше партнер или соперник?
- Турция, конечно же, соперник. Она не может быть нашим партнером даже на этом этапе. Опять же, можно рассматривать соперника как временного партнера против более грозного врага. Но возьмем ситуацию в Сирии, где по сути сейчас идет резня алавитов.
То, что происходит в Сирии, турки очень быстро могут остановить. Но они этого не делают. Не зря сейчас события в Сирии сравнивают с тем, как все начиналось в 1915 году, когда турки устроили геноцид армянского народа.
И тоже все молчали, кроме Российской Империи и Франции. То же самое сейчас происходит в Сирии. Мне кажется, что Дональд Трамп и Владимир Путин смогут найти аргумент для Эрдогана, чтобы он это прекратил. Потому что именно Эрдоган, по сути, один из финансистов этих преступников. Он привел этих преступников к свержению режима Асада, поэтому все вопросы к нему. Кроме того, Трамп не хочет, чтобы российские базы перестали существовать на территории Сирии, чтобы не допустить усиления Турции.
Я думаю, по Сирии будет какое-то совместное решение Трампа и Путина с Эрдоганом. Эту бойню, конечно, нужно срочно прекращать.
- А вот по линии СВО можно ли ожидать, что в ближайшее время она завершится?
- Это вопрос очень сложный. Я буду апеллировать теми событиями, которые в последнее время происходили. Не стоит забывать, что есть задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим России Владимиром Путиным перед нашей армией в зоне Специальной военной операции. Эти задачи еще полностью не выполнены. Поэтому мы можем долго договариваться с американцами, даже где-то делать шаги навстречу, как мы сейчас делали по линии МИД-ов наших стран, восстановить дипломатические отношения. Мы можем сотрудничать по линии экономики, в областях ядерной энергетики, ядерного топлива, космической области.
Но пока не будут выполнены все задачи СВО, поставленные президентом РФ, как бы это ни хотели наши западные “партнеры”, ничто не остановит продвижение русской армии.
- Как, на ваш взгляд, изменился миропорядок за три года проведения СВО?
- Мы можем констатировать, что Европейский Союз не скоро оправится от той катастрофы, в которую он сам себя загнал. Европейцы сами уничтожили свои экономики.
Посмотрите на немецкий автопром, который без электронной начинки Соединенных Штатов, просто превратился в ничто. Европейцы своей русофобией, отказом от российских энергоресурсов сами себя подсадили на американскую иглу. И я хочу сказать, Дональд Трамп очень умело использует.
Я даже не исключаю, что Дональд Трамп совместно с Владимиром Путиным смогут решить вопрос восстановления «Северного потока». И наше топливо пойдет в Европу через Трампа, который будет сидеть на трубе на входе в Германию и снимать свои сливки.
- Можно ли ожидать, что после завершения операции на Украине Россия более активно вернется в регион Южного Кавказа и в связи с этим вновь актуализируется вопрос Арцаха и возвращения туда армянских беженцев?
- Конечно же, я считаю, что главную роль в трагедии в Арцахе сыграл Пашинян. Я думаю, каждый гражданин Армении понимает, что Пашинян - это агент иностранных спецлужб. Причем нескольких. Там и французские уши, и турецкие, и азербайджанские, и американские.
Но тем не менее я всегда говорю, что русский и армянский народ - это братские народы, независимо от того, кто во главе Армении. Армяне всегда были нашими братьями, они никогда нас не предавали. И русские это прекрасно помнят и знают.
И опять же, мы все очень уважаем армян, которые в данный момент проживают в Российской Федерации хотя бы за то, что у нас есть потрясающий, легендарный армянский батальон "АрБат", который успешно действует в зоне специальной военной операции. И тут как раз вот даже многие русские ребята задают вопрос: "А где у нас этот азербайджанский, таджикский, молдавский батальоны?" Таковых нет.
Я уверен в том, что Россия не бросит армянский народ и постарается сделать все, что в ее силах, чтобы беженцы, которых насильно выдворили с исторических земель, все-таки вернулись.
Что касается самого вопроса Арцаха, к сожалению, дипломатическими методами это не решили. Арцах потерян кровью, и вернуть его в состав Армении можно только через кровь, через войну. По-другому, друзья мои, к сожалению, не получится.
Я верю в то, что Арцах, конечно, вернется в состав Армении. Я повторю то, что я так часто повторял. Арцах — это Армения. Это мое личное мнение.
Беседу вела Заруи Бабуханян
https://iravunk.com/sim/?p=307532&l=ru/