В Абхазии антироссийских настроений нет, есть внутренний политический процесс, где часто используется российский фактор!

Соотечественники

 Собеседник медиахолдинга  «Иравунк»председатель Народной партии Абхазии, Герой Абхазии Шамиль Адзынба 

-ЦИК Абхазии утвердил календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов президента республики, назначенных на 15 февраля 2025 года. Среди претендентов на пост президента Аслан Бжания, лидер «Абхазского народного движения Адгур Ардзинба, экс-торгпред республики в России Олег Барциц. Вы, уважаемый господин Адзынба, будете баллотироваться на высшую должность в Абхазии?

 - Абхазия в ожидании выборов президента. Выборы досрочные после известных событий 15 ноября. К сожалению, это становится нехорошей политической традицией. Уже 20 лет мы наступаем на одни и те же грабли. Пора нам уже остановиться. Необходимо переформатировать наш выборный процесс, скорректировать политическую систему, сделать власть сменяемой в конституционные сроки. Именно поэтому Народная партия Абхазии - НПА, старейшая в стране, на съезде объявит своего кандидата.   Да, я буду баллотироваться и надеюсь на поддержку и успех. Понимаю всю тяжесть и ответственность, не боюсь её, морально готов. В обществе есть потребность в новой политической силе, не ангажированной, которая сможет объединить общество и задать новый импульс в движении вперед. После жестокой войны с Грузией,  мы выжили и вдруг остановились, исчерпав, наверное, все моральные силы. Нужны новые ориентиры и большая программа развития и государства и народа. Все последние годы НПА была равноудалена как от власти, так и от оппозиции, мы не ангажированы, и это объективно поможет нам начать процессы столь необходимые в обществе. Не одна самая продвинутая экономическая и политическая программа не будет работать в обществе, разделенном по политическому принципу на пять частей. Это невозможно, и мы это видим воочию. НПА чувствует в себе силы запустить этот оздоровительный процесс, для этого необходимо быть во власти.                                                                                         

-Известно, что причиной протестов стало инвестиционное соглашение с Россией.  Оппозиция посчитала его губительным для суверенитета Абхазии. Президент Аслан Бжания вынужден был досрочно уйти в отставку. По-вашему, какова будет судьба этого соглашения в дальнейшем? Много споров вызвал законопроект «О мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов Республики Абхазия».

-Несомненно, Абхазия хочет, и будет развиваться, но принимать решения необходимо в контексте национальных интересов, как в любом уважающем себя государстве. Мы себя уважаем. К сожалению, это соглашение было похоже больше на некий «сговор деловых людей», чем на программу развития страны. Конечно же, это соглашение будет отклонено и парламент его не примет. Если изучить данное соглашение, то очевидно, что нельзя приглашать иностранных инвесторов ценой собственного родного бизнес сообщества. Погубить своих бизнесменов ради привлечения иностранных инвестиций,  как минимум неумно и опасно. Инвестиции, конечно, необходимы любой экономике мира, однако инвестиция не является панацеей, а должна быть экономическим инструментом, которую  надо аккуратно применять. Считаю, что все экономические проекты в Абхазии должны проходить через  экологические и демографические фильтры. Это важно - нам не нужны деньги любой ценой. Такой подход очень простой и опасный. Мы - абхазы помним, когда на своей родине нас было 17 процентов после трагедии конца XIX века,  и не хотим повторения. Я сам потомок тех абхазов, которые были изгнаны с родной земли.  Думаю, древний армянский народ нас прекрасно понимает, вы сами пережили трагедию. Ни один проект, который может изменить наш демографический баланс не пройдет. Подтверждение тому события 2014 и 2024 годов, когда народные возмущения досрочно сменили власть. Мы прекрасно понимаем какие у нас возможности влияния на геополитику в регионе, но и знаем себе цену. Главное найти баланс. Времена, когда царства, Абхазское и Армянское граничили, бывало конкурировали, были геополитическими игроками ушли в историю, сейчас другие реалии для нас и необходимо это понимать и поступать соразмерно. Россия сегодня гарант нашей безопасности и стратегический союзник, наш народ это высоко ценит. При этом у Абхазии есть национальные интересы и их необходимо обозначать всем и всегда даже союзникам, иначе это квазигосударство, мы с таким положением вещей не согласны. Цель нашей независимости – сохранить народ, и государство обязано действовать в этом контексте и отстаивать интересы. Надеюсь, у нас это получится.

 -В Абхазии говорят о том, что система власти, которая сложилась в республике, не соответствует менталитету ее народа. Если вы согласны с такой постановкой вопроса,  и  решите баллотироваться на  должность президента   Абхазии, какие системообразующие  изменения  будете предлагать вы и Народная партия Абхазии?

 -Приходят на память слова - «нет ничего хуже демократии, но лучше еще человечество не придумало». Это точно про нас. Исторически в такой политической системе мы не жили. Абхазы всегда вели очень демократичный и свободный образ жизни, но это была основанная на традициях и обычаях некая военная демократия. Либеральная демократия, которую нам навязали, очень плохо смотрится и «развращает» нас, уводит от своих древних корней. Есть опасность утратить собственную идентичность, что неприемлемо. Сегодня в Абхазии власть имеет перекос в сторону исполнительной власти, все полномочия у президента, принцип разделения ветвей власти только на бумаге. Народная партия за реформы и обязательно и безотлагательно проведет их. Выборы в парламент будут проходить по партийному принципу, парламент будет выбирать премьер-министра. Только  политические партии, их конкуренция рождают политиков.  Это позволит сбалансировать власть, разделить полномочия, что уже будет полезно. Судебная власть — это краеугольный камень демократической системы в государстве, необходимо сделать её более самостоятельной и независимой. Сегодня они «обслуживают» интересы  исполнительной власти, что очень негативно влияет на внутренние процессы. Как известно суверенитет государства определяется в первую очередь грамотной внутренней политикой. Укрепление и реформирование правоохранительной системы очень важно и необходимо, без этого невозможно управлять государством эффективно. Вышесказанное и комплекс других мер позволит начать позитивные процессы, и далее их корректировать. Государство — это живой организм, который необходимо постоянно развивать и регулировать.

-Я знаю, что среди ваших друзей и соратников много армян.  Армяне - второй по численности этнос в республике после самих абхазов (67 тысяч из общих 245 тысяч человек населения). Какие настроения у армян Абхазии в связи с последними событиями. Какую линию они будут поддерживать? Естественно, вопрос, с учётом того,  что солидарной позиции,  у армян Абхазии нет.

-Да, это верно, и я горжусь этим. Еще со школьных времен в Батуми, где я родился, в моём классе, да и в районе, было много ребят и девчат армянской национальности, и мы дружили как одна  семья. Этому нас учила советская школа и родители. С 4 класса,  до окончания школы сидел за одной партой с прекрасной девушкой и очень хорошим человеком Гульнарой Хачатурян. Позже, вернувшись на историческую родину, в Абхазии эта хорошая традиция была продолжена. Когда дружишь, в паспорт не заглядываешь. Ваши цифры, к сожалению не верны, армян осталось меньше. Трудолюбивые хлебосольные люди были вынуждены во время абхазо-грузинской войны 1992-93 гг., и потом в тяжелые блокадные времена покинуть места, где они родились. Вернулись не все, жизнь вносит свои коррективы, многие влились в армянскую диаспору России, остались жить там. Конечно, приезжают в гости к родственникам, но живут уже там. В Абхазии они живут полноценной жизнью гражданина, участвуют в политической жизни, имеют свою позицию.  Настроения конечно разные. Голосуют не всегда единодушно, но это естественно и понятно. Мне, как будущему кандидату, очень важна поддержка всего народа. Мои армянские друзья мне в этом активно помогают. Все граждане Абхазии — это один народ, мы должны дышать одним воздухом, развивать и прославлять свою родину Абхазию, но при этом не забывать свои корни, что очень важно. Мы помним, как в 30-е годы прошлого века нам запрещали говорить на родном абхазском языке, ввели грузинский алфавит, не разрешали уезжать в город, были мало представлены во власти у себя на родине. Мы это хорошо помним и не должны допускать этого по отношению к другим. Это нечестно и всевышний нам не простит, я человек верующий.

   -Вы не считаете, что важной проблемой остается низкий уровень представительства армян в органах власти.  Ведь  ранее армян было немало в правительстве, в правоохранительных органах и в сфере обороны и безопасности.  При удельном весе в 20 – 23% населения Абхазии, армяне представлены в парламенте только 4  депутатами из 35. Данная низкая представленность не  оказывает  негативное влияние на настроения и уверенность армянской общины в будущем?

-Вам,  как армянину интересно конечно положение в органах власти армян, но я как абхазский политик смотрю на это шире. У нас многонациональная страна, но другие этносы мало представлены в управлении государством. Например, русских совсем нет в парламенте, практически нет в правительстве, а Россия наш союзник и гарант нашей международной безопасности. Такое положение вещей неприемлемо, это бомба замедленного действия. Несомненно, абхазы государство образующая титульная нация, и думаю с этим спорить трудно, но управлять должны всем народом. Я, естественно, люблю свою нацию, и именно поэтому считаю, что в государстве должны быть представлены все. Это отвечает национальным интересам Абхазии и является гарантией внутренней стабильности, без чего невозможно развиваться. Когда мы реформируем политическую систему, партии будут формировать парламент, это решит проблему гендерного, национального и возрастного баланса в законодательном органе власти. Баллотируясь в прошлый раз, я говорил, и буду говорить сейчас, что мы можем и должны опираться в разрешении наших геополитических задач не только на абхазскую диаспору, но и через наших армян - на армянскую. Как известно она очень сильна и влиятельна в странах Европы. Ведь помимо признания, есть много других вопросов,  где  нам могли бы помочь. Сегодня мы этой возможностью не пользуемся, и очень зря. Сегодня на международной арене наши интересы представляет МИД России, так как пока мы признаны не всеми государствами, и,  корректируя эту работу с ним, мы бы смогли решать много экономических и социальных вопросов в обход двойных стандартов по отношению к нам. Я очень рад тому, что неоднократные попытки вбить межнациональный клин между нами не имеют успеха,  и не будут иметь. Были попытки перевести бытовые неурядицы в политическую плоскость, но всегда безуспешно. Так будет и впредь. Народ Абхазии мудрый древний и его так просто не проведешь. Внутринациональное межэтническое согласие – это залог стабильности и успешного развития моей родины. Мы все это понимаем.   Я уверен, если народ Абхазии хочет успешно развиваться, во власти должны быть представлены все представители нашего народа, в чем я глубоко убеждён.

-Откуда берется информация о так называемых антироссийских настроениях в Абхазии и кому выгодно её распространять?  Очевидно, что такие заявления являются частью попыток недругов дискредитировать Абхазию и её стратегическое партнёрство с Россией.

-Скажу сразу – в Абхазии антироссийских настроений нет, есть внутренний политический процесс, где часто используется российский фактор, особенно действующей властью, которая прикрывается этим в попытке защитить себя. Это конечно нехорошо и опасно для нас, я это не приветствую. Помимо геополитических общих интересов, мы соседи и нам выгодно экономически быть в геополитическом пространстве Российской федерации, конечно с сохранением политической независимости и суверенитета. В составе России живут наши кровные братья абазины, адыги и другие братские народы, и мы не можем даже гипотетически быть на разных сторонах. Если не с Россией, то значит с Западом, а  Запад поддерживает Грузию, такое положение вещей недопустимо. После жестокой войны, которую они нам навязали, до сих пор нет межу нами мирного соглашения, и есть реваншистские настроения. Тут всё предельно понятно и поэтому говорить о антироссийских настроениях ошибочно и не соответствует действительности. Это на руку деструктивным силам, желающим продолжения затухшего конфликта, мы это видим,  знаем и не поддаёмся на провокации. Всё что произошло 15 ноября это проявление внутреннего политического процесса, Россия к этому не имеет никакого отношения и к российско-абхазским отношениям тоже. Это наша внутренняя кухня. Любой абхазский политик будет говорить, и договариваться с Москвой, это очевидно, у абхазских политиков нет другого варианта,  и  они их не ищут. Знаю всех,  и знаю, что говорю. Увидите. Сегодня кому-то со стороны выгодно испортить наши отношения в контексте происходящих в соседнем государстве процессов. Врагов у нас немало. Уверен, в итоге благоразумие будет преобладать. Вокруг нас складывается некая новая геополитическая конъюнктура и нам надо быть готовыми и достойно отвечать на эти вызовы в контексте национальных интересов Абхазии.

-Известно, что в период распада Советского Союза (парад суверенитетов), когда многие республики спешили выйти из состава Союза, Абхазия, напротив, выступила за его сохранение. Разве этот выбор не  стал очередным подтверждением её стратегического курса вместе с Россией.

-Абсолютно верно,  в 1991 году я и брат, студенты Абхазского Государственного Университета, будучи молодыми ребятами, активно принимали участие в процессе организации референдума о сохранении СССР. Общеизвестный исторический факт, что во время образования СССР под договором стоит подпись представителя от Советской Социалистической Республики Абхазия. Наш стратегический курс на дружбу с Россией заложил наш первый президент Владислав Ардзинба,  и благодаря этому мы выжили в войне и послевоенной блокаде,  которую нам устроили страны СНГ чтобы угодить «белому лису»(президент Грузии Шеварднадзе- ред.). В политике, как и в жизни надо обращать внимание на поступки, а не на политическую риторику. У нас с Российской Федерацией договор о союзничестве, и для нас это очень важно. Повторяю, ещё раз, нам помимо всех геополитических факторов, выгодно быть рядом с Россией географически (нельзя и неправильно дружить через соседа с далекими государствами), экономически, также наши кровные братские республики находятся в составе России. В 1991 году,  будучи на родине 17 процентов, абхазы смогли убедить все общины Абхазии – русскую, армянскую, греческую и другие, объединиться и победить на референдуме, набрав 51 процент. Это, наверное, говорит о многом. В августе 1992 года мы готовились подписать новый союзный договор, как и 70 лет назад до этого в 1922 году 30 декабря, когда свою подпись поставил уполномоченный от Абхазии Николай Акиртава. Это история, мы её хорошо знаем.                                                        

-Если я не ошибаюсь, в Конституции Республики Абхазия русский̆ язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Его знают и активно используют все граждане Абхазии. В этом контексте, какой статус у армянского языка?

-Вы правильно сказали, в конституции Абхазии два языка, абхазский государственный и русский как официальный язык государственных и иных учреждений, также это язык межнационального общения. Конституция Абхазии гарантирует всем этническим группам право на сохранение культурных прав, изучение языка в школах. Есть русские школы.  В  восточной части, где проживает грузины (мегрелы),  в школах учат их язык, у нас много армянских школ, где обучение проходит на армянском языке. Немногие страны могут сказать, что у них есть государственные армянские школы, и обучение проходит на армянском языке. Армяне Абхазии абсолютно свободно пользуются своим древним красивым языком. Так будет и впредь. Сохранение культурных ценностей народов,  проживающих в нашей стране является одной из важнейших задач нашего государства. Как мы хотим сохранить свою абхазскую идентичность, так и все народы хотят сохранить свою культуру. Это надо уважать и поддерживать. Будем всячески поддерживать. Конституция Абхазии закрепляет, гарантирует и защищает социальные и культурные права всех народов, проживающих в стране. Это отвечает лучшим демократическим принципам.

В конце от себя хотелось бы добавить несколько  мыслей. Сегодня Армения не признаёт Абхазию, отдавая дань геополитической конъюнктуре. Но в ваших древних архивах всё про нас написано. Одна из наших царских династий – Багратиды,  происходят от ваших  Багратуни, наши государства соседствовали и активно общались. Только сухими протоколами политику строить нельзя, она должна иметь также человеческое лицо.

 

https://iravunk.com/sim/?p=300662&l=ru/