Россия как православная страна не отступает от своих принципов - Крамаренко

Аналитика

Об угрозах и процессах на Евразийском пространстве, о перспективах развития и  глобальных геополитических тенденциях мы побеседовали с  руководителем информационно-аналитического центра "Институт Евразийской политики" (Казахстан) Максимом Крамаренко.

- Максим Борисович, Вы участвовали в международном форуме “Региональная безопасность и мир на пространстве Большой Евразии”. Какие основные угрозы Вам видятся на сегодняшний день, кроме тех, которые все мы наблюдаем?

- Основная угроза, которая сейчас существует для Евразийского пространства – это, конечно же, противоборство с  архитекторами однополярного мира.  Они всеми правдами-неправдами пытаются подчинить все остальные государства, и из-за этого как раз происходит все то, что наблюдаем вокруг границ Евразии: и украинский конфликт, и конфликт на Южном Кавказе, попытка поджечь Центральную Азию, что в прошлом году вылилось в киргизско-таджикский конфликт.

- Как Вы отметили, все эти конфликты связаны с глобальными геополитическими изменениями. В самой острой фазе находится конфликт Запада с Россией. На Ваш взгляд, до какой точки это будет развиваться и когда остановится?

- Сейчас происходят глобальные изменения. В начале 90-х, когда был ликвидирован Советский Союз, Россия поверила глобальному Западу в  лице США и их союзников, что будет построен демократический мир. В России со временем пришло понимание, что это не так, что ее дальше хотят расчленить и уничтожить. Сейчас к такому же пониманию приходят многие другие страны и идет формирование так называемого глобального юга,  т.е. это те страны, которые тоже хотят освободиться от влияния США, от доллара как экономического оружия. Я думаю, что таких стран станет больше, и когда наберется критическая масса, мы избавимся от попыток установить гегемонию со стороны США над всем остальным миром. Надеюсь, что ядерное оружие не будет применено, а выльется в дипломатическое противостояние, создание коалиций, которые освободятся от влияния США.

- Вы в своей деятельности всегда выступали за реинтеграцию на постсоветском пространстве. Как Вам видится, на сегодняшний день есть перспектива создания чего-то большего на Евразийском континенте?

- Конечно, есть. Инициатива Китая - "Oдин пояс-один путь"; новая инициатива России - создание Большого Евразийского пространства. Эти инициативы имеют большой потенциал. Если бы в Европе осознали, что участие в проекте Большого Евразийского пространства им принесет большую выгоду, чем конфликт, который сейчас происходит с Россией, то , я думаю, он бы уже давно запустился. Когда конфликт в Украине дойдет до запятой, в Европе все больше людей начнут понимать, что с Россией лучше не воевать, а сотрудничать. И та идея, которую высказал В.В. Путин больше 10 лет назад, что можно выстроить большой Евразийский дом от Лиссабона до Владивостока, будет реализована.

- Казахстан участвует в двух интеграционных проектах на пространстве Евразии-ЕАЭС и ОДКБ. Возможна ли в перспективе также политическая интеграция?

- Идея Большого Евразийского пространства заключается в том, что должна происходить разноуровневая интеграция, т.е. насколько Казахстан готов к интеграции, настолько в принципе это Россию и устраивает.  Самое главное- это установить кооперацию, чтобы развивались экономические отношения, и тогда политическая элита этих стран поймет, что Россия не угрожает, готова к сотрудничеству. Она заинтересована, чтобы было благополучие и в России, и в тех странах, которые с  ней интегрируются. Может быть, когда-нибудь Казахстан и дойдет до понимания, что нужна политическая интеграция. Самое главное- этот процесс не форсировать. Россия здесь ведет тонкую работу и действительно этот процесс не форсирует.

-Что касается ОДКБ как основного военно-политического объединения на Евразийском пространстве, мы увидели его в действии во время событий в Казахстане. Однако организацию часто обвиняют в ее недееспособности и неэффективности, особенно в связи с событиями на Южном Кавказе. Как оцените ее деятельность?

- Мне кажется, что критика субъективная. Конфликт, который возобновился между Арменией и Азербайджаном, был спровоцирован извне, Западом. Россия, что смогла, то и сделала – ввела миротворческий контингент. К тому же тут нужно понимать, что в ОДКБ входят ряд тюркских государств, у которых есть свои отношения с Азербайджаном. И соответственно, если мы будет здесь форсировать активное участие ОДКБ, то организация может разделиться на два лагеря: те страны, которые поддерживают Азербайджан, могут выйти из ОДКБ.  Т.е. организация, которая должна здесь обеспечивать безопасность Евразийское пространство, может из-за этого расколоться. Мне кажется, что этот конфликт, который разгорелся здесь, на Кавказе, был спровоцирован в том числе для того, чтобы ОДКБ развалилась, используя при этом тюркский фактор и то, что Армения- союзник России и т.д.

Я думаю, что ОДКБ работает эффективно, но осторожно, чтобы не навредить всей организации.

Что касается эффективности ОДКБ, то у этой организации нет направления работы в сфере публичной дипломатии. Здесь как раз нужно усилить эту сферу. То есть проводить какие-то имиджевые мероприятия, которые будут рассказывать об ОДКБ. Не только же миротворческая операция. ОДКБ активно взаимодействовало во время пандемии, во время трансграничных чрезвычайных ситуаций. У них  же есть и сфера МЧС.  Об этом всем нужно рассказывать населению. К тому же ОДКБ может активно играть роль по  сохранению исторической памяти  о победе в  Великой Отечественной войне и т.д. Этот потенциал ОДКБ не использует. Им нужно работать в этом направлении,  чтобы знали, что есть такая организация, которая является зонтиком безопасности для населения стран, входящих в организацию.

- Вы упомянули публичную дипломатию. Как известно, Запад активно использует этот инструмент, создавая образ России как врага, противника. Считаете ли Вы, что Россия должна усиливать свое влияние в этой сфере?

- Россия должна не влиять, а формировать свой положительный образ. Да, она должна вести в этом направлении работу, и она ее ведет. Отличие мягкой силы России от Запада: Россия православная страна, она врать не может. Она пытается формировать свой образ именно на основе правды о себе. А Запад же занимается лживой дипломатией. Пытается облить грязью, безосновательно создать мифы об обидах в прошлом. И, к сожалению, население наших стран больше верит лжи, чем правде, которую несет Россия. С одной стороны – хорошо, что Россия как православная страна не отступает от своих принципов, не переступает те православные императивы, которые есть в православии.

- Как Вам видится, на основе чего можно объединить молодежь на постсоветском пространстве, которая уже отчасти впитала западные ценности и лишена памяти совместного советского прошлого?

- Во-первых, нужна работа над поддержанием евразийской идентичности, т.е.  мы должны напоминать молодежи о том, что мы вышли из единого целого. Нужно создать систему передачи положительной памяти о прошлом, вести в этом направлении активную работу, потому что это вопрос национальной безопасности любой страны. Есть хорошая пословица:  хочешь победить врага, воспитай его детей. Нужно как раз усилить работу по сохранению памяти, чтобы армяне оставались армянами, казахи-казахами, чтобы не попадали под западное влияние.  Этот вопрос нужно выносить на государственный уровень, обосновывая, что от этого зависит безопасность государства, каждой нации. Именно в этом будет решение проблемы - если мы будем вести в этом направлении работу, будем сохранять тот уровень добрососедства, который существует сейчас. Если нет- Запад нас очень быстро рассорит.

Заруи Бабуханян

https://iravunk.com/sim/?p=254711&l=ru/