Когда власти заявляют, что ситуация может скатиться к войне, они готовят общественность к новой сдаче территорий- Сергей Мелконян
Аналитика
Об актуальной внутриполитической повестке и о развитии ситуации в регионе мы поговорили с к.и.н., востоковедом Сергеем Мелконяном.
-На последней пресс - конференции Пашинян заявил, что население Бердзора и приграничных сел будет переселено в связи проложением нового коридора, соединяющего Армению и Арцах. Как вы относитесь к этому заявлению?
- В трехстороннем заявлении от 9 ноября указано, что должна быть построена альтернативная дорога, соединяющая Республику Армения и Арцах. Что касается населения Бердзора, Ахавно и ряда других населенных пунктов (по размым оценкам, там проживает порядка 130 семей) , про судьбу населенных пунктов там ничего не написано. В заявлении также отмечается, что контроль над этими территориями перейдет к Азербайджану, а всеми остальными техническими вопросами должен заниматься Арцах. За все это время армянской стороной не было проделано никакой работы, чтобы удержать хотя бы один, два, три населенных пункта. Что касается новой дороги, то она не пригодна к эксплуатации в осенне-зимний период. Может сложиться такая ситуация, что Арцах может быть отрезан от Армении на несколько месяцев. Это большая проблема с точки зрения безопасности. Но, видимо, власти Армении получили какие-то обещания безопасности и на основании этого сейчас сдают с барского плеча. Если бы в ходе переговорного процесса они смогли добиться полной демилитаризации занятых территорий Арцаха, тогда о каких-то гарантиях безопасности можно было бы говорить. Там не только нет таких обещаний, но и открываются новые воинские подразделения под Гадрутом и в ряде других населенных пунктов.
- Пашинян также заявил,что Азербайджан ведет к новой войне. Видите ли Вы такую опасность?
- После 9 ноября 2020 г. Азербайджан продолжил пополнять запасы вооружения и военную технику довольно современным оружием. Милитаризация продолжается.
Где-то полгода назад премьер-министр Армении заявил, что от союзника мы никакого вооружения не получали и не закупали. Это говорит о том, что Армения продолжает говорить со слабой стороны, а пока ты слабая сторона, ты больше провоцируешь сильную сторону на силовое решение всех вопросов, не на переговоры.
Второе. Когда власти заявляют, что ситуация может скатиться к войне, тем самым они готовят общественность к новой сдаче территорий, апеллируя тем, что если не сдадим, будет новая война.
Начиная с 2020 г. новые власти стали ставить знак равенства между войной и капитуляцией. Такого никогда не было. От своих стратегических планов по установлению контроля на Сюником и остальной частью Арцаха никто не отказывался по крайней мере открыто. Поэтому, когда ты потворствуешь агрессору, умиротворяешь, тем самым ты его усиливаешь, провоцируя нападение.
- Армянская сторона всячески продвигает необходимость сохранения формата Минской группы ОБСЕ, несмотря на заявления Лаврова. Насколько сохранение этого формата необходимо армянской стороне?
- Надо стараться работать непосредственно с теми, кто влияет на ситуацию на земле. То есть если Минская группа никак не может влиять на ситуацию, тогда в чем ее перспектива? Раньше она могла что-то сделать. Сейчас, когда одна сторона конфликта заявляет, что Минская группа ничего не делает и Россия ее блокирует, оставаться и говорить, нет, все-таки давайте, при том, что никаких гарантий они не дают. Если бы Минская группа говорила, что мы должны обсуждать статус Арцаха, который основывается на референдуме, тогда у армянской стороны были бы основания ссылаться на Минскую группу. Минская группа же ничего не говорит о статусе Арцаха как таковом. Мы помним последнюю встречу в Брюсселе. В совместном заявлении был четко прописан азербайджанский дискурс, где говорится об армянском этническом меньшинстве, которое проживает в зоне Карабаха. То есть это и есть европейская позиция.
- В мае в Армении поднялась новая протестная волна, возглавляемая оппозицией, требующая отставки правительства. Почему эта волна тоже не имела успеха?
- На самом деле мало кто питал иллюзий, что если даже собрать пятьдесят тысяч людей, что оппозиция и сделала, то они подадут в отставку. Этого не следовало ожидать. Здесь вопрос как в самой власти, так и в шагах оппозиции. Что касается власти, то здесь ее физическое прибывание у власти есть гарантия физической безопасности. Они это прекрасно понимают.
Что касается внешней поддержки, то после заявлений американских и французских дипломатов в целом стало ясно, что они поддерживают действующий режим. Российская сторона заявила, что это внутреннее дело Армении и они не вмешиваются.
Поэтому помимо того, что у власти есть колоссальный внутренний ресурс, у нее есть и внешняя поддержка. У оппозиции очень мало внутренних ресурсов и нет внешней поддержки. То есть в этих условиях ожидать какой-то быстрой победы явно не стоило.
Заруи БАБУХАНЯН
https://iravunk.com/sim/?p=230643&l=ru/