«Я способен привлечь к ответственности Никола Пашиняна». Статья Роберта Кочаряна
Архив 16-20
Второй президент Армении Роберт Кочарян опубликовал статью на тему «Почему премьер-министр Армении преедставляет угрозу для верховенства закона» на Euractiv.com. Ниже приведен неофициальный перевод статьи.
Роберт Кочарян был вторым президентом Армении в период с 1998 по 2008 годы. Ранее он был президентом непризнанной на международном уровне территории Нагорного Карабаха с 1994 по 1997 годы и премьер-министром Армении с 1997 по 1998 годы. Он был арестован 7 декабря 2018 года и обвинен в «свержении конституционного строя Армении» в последние недели его правления.
«Во второй раз меня арестовали всего за два дня до декабрьских парламентских выборов, и меня по-прежнему незаконно держат в тюрьме в ожидании начала судебного процесса. Мне запрещено путешествовать; я лишен своего президентского иммунитета, гарантированного Конституцией; лишен своих основных прав; не могу пользоваться своими гражданскими и политическими правами и опорочен в публичных заявлениях премьер-министра моей страны.
Отмечу, что одновременно премьер-министр Никол Пашинян совершает «фото-туры» по европейским столицам, заявляя о своей приверженности укреплению верховенства закона, обеспечению независимой судебной системы, защите прав человека и восстановлению демократии в Армении.
Меня незаконно держат в тюрьме, потому что я оппозиционный политик, критически относящийся к безудержному популизму Никола Пашиняна и способный привлечь его к ответственности за реальные проблемы, волнующие армян: государственное управление, национальная безопасность и экономика.
Тем не менее, кто такой Никол Пашинян? Он является лидером протестных демонстраций после президентских выборов в марте 2008 года, который подстрекал к массовым беспорядкам, перешедшим в насилие на улицах Еревана. Восемь граждан и двое полицейских погибли, 187 полицейских и 32 протестующих получили ранения.
Могу ли я ожидать, что человек, который был тогда одержим насильственным свержением правительства, теперь будет уважать и поддерживать верховенство закона?
Я обвиняюсь в якобы «свержении конституционного строя», хотя смысл этого обвинения не понятен мне, моим адвокатам или широкой общественности. Мы предполагаем, что мне предъявлено обвинение в развертывании полиции и военных для подавления мартовских беспорядков 2008 года и восстановления порядка и безопасности в Ереване.
И все же между армией и протестующими не было прямого столкновения. Роль армии в Ереване состояла в том, чтобы защищать правительство и другие важные здания, а не проводить крупные операции правоохранительных органов как таковые.
И помните, что восстание, ставившее целью свергнуть государство насильственным способом, возглавлялось Николом Пашиняном и его соратниками.
Могу ли я надеяться, что человек, приговоренный к семи годам лишения свободы по обвинению в массовых беспорядках, приведших к смертельному исходу, и который скрывался от правосудия, чтобы избежать ареста, теперь будет уважать надлежащий правовой процесс в отношении других?
Могу ли я быть уверен, что человек, который в публичных заявлениях бесстыдно запугивает и угрожает судeбному нейтралитету, теперь откажется от вмешательства в сфабрикованное судебное разбирательство по поводу своего политического противника?
Нет, я не могу, и международное сообщество лидеров, судей и защитников прав человека будет готово судить Никола Пашиняна по его действиям, а не по его выступлениям за рубежом. Если он серьезно относится к осуществлению реформ в обмен на поддержку и партнерство ЕС, премьер-министр Армении обязан придерживаться установленных международных правил, гарантирующих права и свободы человека и независимость судебной системы.
Комиссар Совета Европы по правам человека уже забил тревогу после своего визита в страну в конце 2018 года. Комиссар Дунья Миятович приветствовала расследование насилия в марте 2008 года, но подчеркнула, что этот процесс должен проводиться «при строгом соблюдении принципов верховенства закона, независимости судебной системы, прозрачности и гарантии справедливого судебного разбирательства, чтобы рассеять любые обвинения в предполагаемой политике мести или избирательном правосудии. Она также призвала власти Армении защитить презумпцию невиновности любого лица, обвиняемого в преступном проступке, и избегать использования в их публичных высказываниях поляризующих, позорящих или подстрекательских высказываний».
Моя команда юристов написала письмо Комиссару Дунии Миятович, чтобы проинформировать ее о моем предварительном заключении, подчеркивая бесчисленные нарушения международно признанных правовых принципов со стороны Премьер-министра, главы Службы национальной безопасности Армении и следственного органа по этому делу Специальной следственной службы.
«Не заблуждайтесь, это политически мотивированное судебное преследование, спровоцированное и возбужденное протестующими в марте 2008 года, решившими радикализировать население. А кто будет следующим после меня?»
Именно поэтому я призываю лидеров Совета Европы и Европейского Союза поддержать меня и требовать полного и строгого соблюдения властями Армении международных стандартов в области прав человека, включая справедливое судебное разбирательство и защиту от дискриминации.
Я готов привлечь это правительство к ответственности перед народом Армении, и именно поэтому это правительство политически преследует и преследует меня. Народ Армении должен иметь возможность выбирать между рьяным популистом, который игнорирует национальное и международное право внутри страны, и легитимным лидером, который осмотрительно действует в границах своих полномочий».
https://iravunk.com/sim/?p=176031&l=ru/