Все идет по графику, или 18-ый лишний

Архив 16-20

В парламенте обсудили изменение закона о правительстве и сопутствующих законах, согласно которому расписано, каков будет состав правительства и порядок его деятельности после завершения конституционного перехода. И конечно, оппозиция снова озвучила обвинения, мол, создается почти диктаторская система с «суперпремьер-министром». И в связи с этим, конечно, Никол Пашинян получил дополнительный «заряд» для своей «борьбы» против избрания Сержа Саргсяна премьер-министром.

 

Что изменилось

Правительство будет состоять из премьер-министра, первого вице-премьера, двух вице-премьеров и 17 министров (сейчас их 18). В роли «пасынка» оказалось возглавляемое ныне Ваче Габриеляном министерство международно-экономической интеграции и реформ. Отвечая на вопрос депутата от «Выход»-а  Мане Тандилян, министр юстиции Давид Арутюнян обосновал это «политической целесообразностью», но не раскрыл скобок. Ведь в первоначальном варианте пару недель назад количество министров предусматривалось как прежде 18, поэтому о реальных причинах «сокращения» одного министерства можно только гадать. Это совпало с избранием Армена Саркисяна президентом РА, но насколько эти два события связаны друг с другом, достоверно сказать пока не представляется возможным. Что касается принципа деятельности, то силовые структуры буду напрямую подчиняться премьер-министру, что вызвало шумные нарекания оппозиции. На это вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов отреагировал так: «А кому еще должны подчиняться? Мы должны руководствоваться не личными пожеланиями, а государственными интересами. В обозримом будущем силовые структуры и структуры безопасности должны быть исключительно под личным контролем главы правительства. Когда мы говорим о парламентском контроле, ведь он предусмотрен как таковой, и премьер-министр ведь не из воздуха появится, мы его будем избирать».

Что касается  заседаний правительства за закрытыми дверями, то согласно Шармазанову, «как сказал бы наш любимый Галуст Григорич - «за закрытыми дверями не означает тайно»».  А председатель государственно-правовой комиссии Геворг Костанян подметил, что заседания кабинета министров Совета Европы проходят за закрытыми дверями, но никому в голову не приходит обвинять Совет Европы в недостатке демократии: «Существует парламентская система, и в каждой стране, принявшей такую систему, первая скрипка принадлежит не спикеру парламента или его заместителям, не руководителям фракций, и уж тем более - не оппозиции. Во всех странах с парламентской формой правления первая скрипка - это руководитель правительства».

 

Безвыходные выходы «Выхода»

Итак, строго по графику подготавливаются и осуществляются все шаги конституционного перехода к парламентскому правлению. И в принципе совершенно ясно, что именно Серж Саргсян станет премьер-министром и, похоже, что ни оппозиция, ни внешние силы не могут создать форс-мажор, который способен этому помешать.

Конечно, из парламентских сил пальма первенства по шумным протестам принадлежит блоку «Елк», а точнее Николу Пашиняну, у которого наличествует очень большое желание «быть откомандированным» на площадь Свободы. Но  другие партии блока «Выход» не горят желанием идти на площадь, и это противоречие не скрывается, и не случайно, что руководитель фракции РПА Ваграм Багдасарян отметил, что надо запастись небольшим терпением и будет видно - «Выход» будет бороться против премьерства Сержа Саркисяна вместе или в расколотом виде. А на самой площади Свободы пока что особой активности не видно, хотя Никол Пашинян пригласил туда так называемых гражданских активистов. Но «гражданское общество» (которое новоизбранный президент Армен Саркисян намерен заменить на  общество граждан) остались недовольны ответами Никола Пашиняна на заданные ими вопросы. И самое главное, что они в словах Никола так и не усмотрели никаких гарантий. Но в то же время, похоже, что для Никола Пашиняна уличная борьба против премьерства Сержа Саргсяна стала идеей-фикс, и он готов идти на это даже ценой раскола блока «Выход». Он заявил, что если они всем блоком вместе не пойдут на площадь Свободы, то пусть каждая партия блока по отдельности решит  - либо примкнуть к этой борьбе, либо возглавляемая Николом партия «Гражданский договор» самостоятельно пойдет по этому пути. Фактически, Никол Пашинян выставил ультиматум партнерам по блоку. Но стремится не сам стать инициатором раскола блока «Выход», а по принципу «или-или» принудить другие партии блока либо сменить парламентскую трибуну на митинговую, либо разрушить блок «Выход».

Но, по крупному счету, что потеряли на улицах и площадях Эдмон Марукян и Арам Саркисян? Ясно, что  уличное движение кроме разочарования и потери общественного рейтинга ни к чему иному и не приведет.  В то время как  на парламентской площадке дверь конструктивной оппозиционной деятельности всегда остается открытой для тех, кто не перешел рубикон экстремизма. Тем не менее, похоже, что и сам Никол Пашинян не особенно спешит перейти этот  рубикон и пока что занят зондажом и подготовительными шагами. И волей - неволей возникает вопрос: ждет ли он  какого-либо сигнала или ситуации?.. И не является ли то, чего он ждет, не известным пока что обществу актом антиконституционного свойства? Впрочем, последуем совету Ваграма Багдасаряна и вооружимся терпением.

Ованнес ГАЛАДЖЯН

https://iravunk.com/sim/?p=127714&l=ru/