Стремясь в Европу, мы попадем под турецкую экспансию - Геворг Погосян
АРМЕНИЯ.Вкладка в газете "КП в Армении"

Об общественных настроениях, связанных с внутри- и внешнеполитическими процессами Армении, об отношении армянского общества к вопросу Карабаха и региональной интеграции мы побеседовали с aкадемиком НАН Армении, доктором социологических наук, профессором Геворгом Погосяном.
-Геворг Арамович, как Вы охарактеризуете современное состояние армянского общества? После войны много говорили об апатии…Как обстоит дело сейчас, учитывая активные процессы, которые ведутся по Карабахскому вопросу, однако мы не видим активности ни со стороны общества, ни оппозиции?
- Апатия, конечно, была после проигранной войны. Она проходит, но особого интереса к политическим процессам, событиям нет. Я думаю, эта какая-то усталость общества. Когда проходят периоды активных действий и апатии, потом нужен период восстановления. Сейчас в плане общественных настроений мы находимся в таком неопределенном периоде, когда какая-то часть активна, какие-то вопросы , конечно, вызывают озабоченность всех. Но, чтобы сказать, что общество активно реагирует, готово проявить свое отношение, этого нет.
С одной стороны есть усталось от проблемы, от активных действий, с другой стороны- неопределенность. Любая активность, борьба имеет определенные цели. Но сегодня цели неопределены, лидеров оппозиции нет, и поэтому общество в некоторой растерянности, в состоянии ожидания.
- Продолжительное время обсуждается вопрос подписания мирного договора с Азербайджаном. Говорится об “эпохе мира”, которая должна наступить. Насколько общество готово к миру с Турцией и Азербайджаном?
- Если говорить коротко, то не готово. Не только местные, но и международные организации проводят опросы в Армении, в Турции и в Азербайджане. И результаты показывают, что взаимное восприятие остается на уровне вражеских стран. В Турции нас воспринимают как вражескую страну. В Азербайджане Армения - враг номер 1. В Армении опросы показывают, что дружеских стран у нас много: это и Россия, и Франция, и Иран и др. А вражеские - на протяжении последних 30 лет- это Турция и Азербайджан. В этих условиях проводить политику на подписание мирного договора очень сложно, причем не только у нас, но и у них. Сложно, потому что народы не готовы, но их и не готовили. Когда на границе постоянно идет стрельба, Арцах несколько месяцев находится в блокаде, в этих условиях говорить о каких-то мирных переговорах – наивно. Даже если будет подписан мирный договор на бумаге, я боюсь, что он на этой же бумаге и останется. Желание мира- это безусловное желание для всех народов, но к этому надо подготовить людей. И не только словами, но и делами. Я думаю, что сначала нужно установить дипломатические отношения, потом экономические, и лишь после всего этого, возможно, лет через десять , можно будет говорить о мирном договоре. Возможно, тогда такой необходимости уже и не будет.
- Власти заявляют, что признают Карабах в составе Азербайджана. Армянское общество готово это принять?
- Если судить по результатам многолетних опросов, армянское общество (97-98% опрошенных) видит Карабах только независимым или в составе Армении. Армянское население не представляет Карабах в составе Азербайджана, потому что для них это означает либо этнические чистки, либо геноцид, либо исход населения из Карабаха, как произошло в Нахиджеване. Войну мы проиграли, но отношение к Карабаху от этого не меняется. Картина совершенно очевидная: они не могут сосуществовать в рамках одной страны – Карабах с Азербайджаном. Странно, что в этом вопросе фактически политическая элита и население страны находятся в совершенно противоположных точках зрения.
- После войны активизировались также антироссийские информационные кампании. Как это отражается на настроениях общества?
- Антироссийская пропаганда и настроения идут во всем западном мире. Этот процесс перешел и на постсоветские страны. Это у нас наблюдается последние два-три года. До этого всегда отношение к России было очень положительным. Россия - самый близкий партнер, дружественная страна, гарант безопасности. Но последние два-три года этот тренд в настроениях мы заметили и зафиксировали. Потому что когда общественное телевидение, политические партии, представленные в парламенте, властвующая элита говорят вещи, которые отстраняют нас от России, это воздействует на население. Я заметил, что идет процесс переформатизации общественного мнения от положительного отношения к России к отрицательному и к улучшению отношения к Европе и даже Турции. Но это же делается не случайно. Переформатирование возможно, если к этому прикладывают особые усилия: специальный интерес, определенный ресурс, в общественное сознание вбрасываются определенные заявления. Это все оставляет свой отпечаток. И как ни странно и печально, если раньше 80-85% населения абсолютно положительно относились к России, то сейчас эта планка снизилась до уровня 60% и идет тенденция на снижение. Вызывает озабоченность также то, что в России также меняется отношение к Армении в худшую сторону.
- Вы также член Евразийского экспертного клуба. Как относится население к членству Армении в ЕАЭС? И какие перспективы развития союза в условиях противостоянии Запада России?
- В 2015-м году, когда создавался ЕврАзЭС и Армения присоединилась, отношение населения было очень хорошее. Процент одобрения был порядка 75%. Может, были несколько возвышенные ожидания, а в реальности все медленнее развивалось, поэтому у населения стран ЕАЭС наступило некоторое разочарование.
Но вместе с тем, когда смотрим экономические показатели, видим, что Армения от этого, безусловно, выиграла и будет продолжать выигрывать. Самый главный наш экспортер – Россия, импорт тоже оттуда, экономический оборот со странами ЕАЭС просто колоссальный.
На Евразийском пространстве есть два больших интеграционных проекта - это Европейский союз и Евразийский экономический союз. И, конечно, идет жесткая конкуренция. Вплоть до того, что ЕС из поля притяжения России перетягивает к себе страны: Прибалтика уже полностью ушла, Молдавия, Украина, Грузия…Сейчас пытаются и Армению перетянуть. Конкуренция не только экономическая, но и военно-политическая. В этих условиях для того, чтобы ЕАЭС мог развиваться, надо внедрять новые усилия и идеи, чтобы он стал более привлекательным. Иначе будет происходить перебегание с одной орбиты на другую.
- В подобных условиях в каком направлении движется Армения?
- После развала Советского Союза все страны были направлены на объединение с Европой. Россия сама стремилась к сближению с Европейским союзом. Но начиная с 2008-го года, с известной Мюнхенской речи Путина, Россия поняла, что они ее не ждут. Но эта тенденция еще осталась. Для того, чтобы на полном ходу развернуть большой корабль, требуется время.
Это время уходит на то, чтобы осознать свою роль в новом глобальном мире, который сильно меняется. Мир становится многополярным, и здесь таким странам, как Армения, очень трудно ориентироваться. Понятно, что надо присоединиться к какой-то крупной интеграционной схеме. Если будем продолжать говорить, что мы направлены на объединение с Европой и вхождение в НАТО, то должны очень отчетливо для себя понять, что в том регионе, в котором находится Армения, представителем Европы и НАТО является Турция. И должны быть готовы, что попадем под турецкую экспансию -то, что произошло в Грузии… Я надеюсь, что нашему руководству хватит зрелого представления, ума и здравого смысла, чтобы это понять. Турция- это та страна, которая совершила Геноцид и сейчас тоже по-вражески относится к Армении и к армянскому населению. Поэтому я думаю, что другой дороги нет и быть не может – это Евразийский союз вместе с Россией и другими странами.
Беседу вела Заруи Бабуханян