Жанна Крикорова: «Талант – это вера в себя, а успех – это количество попыток»
СоотечественникиБеседу с художественным руководителем Степанакертского русского драмтеатра (СРДТ) Жанной Крикоровой вела Заруи Бабуханян.
О театре
СРДТ — первый русский театр в истории Карабаха, на сегодняшний день — единственный из действующих арцахских театров. Он был основан Александром Бордовым в 2022 году в Степанакерте. Театр пережил блокаду, изгнание и был возрождён в Ереване при поддержке организации ДИАЛОГ во главе с Юрием Навояном.
Ранее уже сообщалось, что Степанакертский русский драматический театр, представляя Армению, принял участие во втором Международном театральном фестивале «Арктическая сцена», который состоялся 15-22 ноября в г. Мурманске. В Ереван СРДТ вернулся с двумя наградами от профессионального и альтернативного жюри.
Мне захотелось рассказать об этом новом интереснейшем опыте арцахского театра не информационно, а эмоционально, потому что фестиваль в Мурманске прежде всего – это уникальная атмосфера, такой мощный сплав бесконечного театрального праздника и холодного арктического города, дарящего невероятное тепло.
СРДТ показал инсценировку Жанны Крикоровой «Во весь голос» по одноименной поэме и другим произведениям Владимира Маяковского. Для театра это особенный спектакль – это была последняя премьера, которую играли в блокадном Степанакерте в июле 2023 года, и с этого же спектакля начался путь арцахского театра в Ереване.
Мы
«Во весь голос» никак не вписывался в репертуар фестиваля, на 90% состоявший из 2-актовых монументальных спектаклей. Доминировала русская классика: несколько спектаклей по пьесам Островского, Булгакова, Пушкина, но были представлены и современные авторы. Да и театры – участники фестиваля - почти все «весовые» и титулованные. Профессиональное жюри - директора, режиссеры и актеры именитых российских театров. Одним словом, все было настолько впечатляющим, что выглядело космически недосягаемым.
Но, если честно, я не видела, чтобы кто-то еще получил такую мощную обратную связь от зрителей, как мы. Все 7 дней фестиваля к нам постоянно подходили зрители и подолгу разговаривали с актерами, делясь своими впечатлениями от нашего спектакля. Никто не мог пройти мимо. Это были не только зрители, но деятели театра, а об оценке профессионального жюри стоит поговорить отдельно.
- Просто Браво!
- Спектакль сделан с большим вкусом – и костюмы, и сценография – все со вкусом!
- Вы такие живые, настоящие, честные!
- Вы показали театр-ансамбль!
- Прекрасный русский язык и отличная сценическая речь!
- Видно, как разобран и понят поэтический текст – абсолютное погружение!
- Читать Маяковского хором на одном дыхании и выполнять при этом сложнейшие пластические движения – задача далеко не из легких, но вы с этим прекрасно справились!
- Спасибо за Маяковского!
Здесь тезисно и по памяти, но обсуждение длилось больше получаса и почти все звучало так, как описано выше. Были ли замечания? Конечно!
"Может, не надо было брать к спектаклю музыку Шнитке, он очень часто звучит в театре. Может быть, интереснее бы прозвучала этническая армянская музыка?!".
С жюри, как известно, не спорят, а молча соглашаются либо молча возражают. Иначе я бы рассказала, что действительно сначала искала для спектакля армянскую музыку, но все мои эксперименты не дали результата – никак это с Маяковским не звучало, не соединялось. А Шнитке, конечно, заслушан до дыр в России, но в Арцахе это не самый популярный композитор, тем более в арцахском театре. А спектакль делается для своего зрителя, для своего города. Но по большому счету, разве это замечание?! Когда отмечена актерская игра, когда отмечена режиссура, когда отмечено сценическое решение… Мы шли с обсуждения окрыленные и вдохновленные, мы еще раз услышали для себя самое главное: наш театр – это про честность и искренность!
Мурманск
У нас с Мурманском случилась взаимная любовь! Прилетели мы глубоко за полночь. Нас встретил пронзительный северный ветер и две очаровательные женщины: директор детской театральной школы и «самолично» глава культурной жизни города и председатель регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Елена Ивановна Крынжина. Следует заметить, что именно СТД и Мурманский областной театр и являются непосредственно организаторами фестиваля.
Казалось бы, северный город, который родился чуть больше столетия назад, в годы Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен и потом заново отстроен – чем он мог нас удивить?! Кажущийся почти серым в окружении скалистых холмов и прореженной тундры – он оказался совсем не серым. И дело не только в том, что Мурманск – город-порт, упирающийся в глубоководную бухту Баренцева моря со стоящими на пирсах кораблями, не в том, что дома в городе покрашены в яркие солнечные цвета, и даже не в тысячах огней и фонарей, светящих круглосуточно из-за наступившей полярной ночи – нет! Речь о людях!!!
Нас везде встречали тепло и радужно! Нас любили все: охрана театра и гардеробщицы, оргкомитет фестиваля и жюри, актеры, зрители…
И эта любовь была взаимна!
Армяне
Еще до приезда в Мурманск в нами связались представители армянской общины города. Они узнали из новостей местного ТВ о приезде армянского театра и решили непременно устроить своим соотечественникам армянский прием. Когда же им стало известно, что это арцахский театр, то, по словам одного из местных армян, они испытали шок. Как? Поверженный Арцах, десятки тысяч обездоленных, бездомных, потерянных людей – а театр сохранился?! Театр продолжает свою деятельность, да еще на фестивали ездит?!
Стоит ли рассказывать, как они нас приняли?! Они купили 120 билетов на наш спектакль, пришли целыми семьями, плакали и смеялись от счастья; они накрыли царский стол, они возили нас по ночному городу, а потом умчали из него на какую-то волшебную точку, где можно поймать в небе северное сияние; они устроили еще один загородный вояж, в место, напоминающее Цахкадзор, куда приехал вместе с ними аккордеон и дхол, и несколько часов продолжались армянские танцы и пелись армянские песни.
Армянская община Мурманска играет особую роль в жизни города – это мы поняли из рассказов мурманчан:
- Вот эти дороги строили армяне!
- Вот эти дома строили армяне!
- Вот эти балконы на исторических зданиях делали армяне!
И так далее…
Глава альтернативного жюри, первая леди мурманской области Елена Чибис сказала во время обсуждения: «Спасибо за спектакль, мы получили очень много положительных отзывов, но особое спасибо за то, что доставили столько радости нашей армянской общине».
Сказать, что мы испытали радость – это ничего не сказать! Нас переполняла гордость, а ведь в этом северном городе с населением чуть больше 200 тысяч, живет всего 3 тысячи армян.
Дары
Главным и самым ценным для нас как для театра была, конечно, возможность увидеть много спектаклей. После просмотров мы собирались в холле гостиницы и долго обсуждали спектакли, разбирая на детали до малейших нюансов. У нас образовались свои фавориты, и, о чудо, наше мнение во многом совпало с мнением профессионального жюри. Прекрасным дополнением к нашей зрительской радости стали также мастер-классы и встречи с известными театральными деятелями. О двух таких встречах хочется рассказать подробнее.
Виктор Михайлович Минков – директор Санкт-Петербургского театра им. Комиссаржевской, заслуженный работник культуры РФ, театральный режиссёр, продюсер, художественный руководитель театра «Приют комедианта», основатель международного фестиваля «Петербургские театральные сезоны».
Минков рассказывал о различных инструментах и методах управления театральным коллективом, о том, как выстраиваются отношения в театре, что работает, что не работает. Он делился своим опытом почти 30-летней работы в «Приюте комедиантов», рассказывал веселые истории и театральные байки, и невеселые истории о том, как выживал театр в 90-е годы.
Но у нашего театра случилась с Минковым своя история. В конце обсуждения нашего спектакля он вдруг обратился к одной из наших актрис: «Как Вас зовут? Можно Вас обнять?». Конечно, это была Марта Алтунян, актриса с невероятной харизмой, одно появление ее на сцене уже вызывает у зрителей легкий ажиотаж. Не устоял перед ее обаянием и Виктор Минков. Всю неделю фестиваля, во время антрактов, если он замечал Марту, то непременно следовали возгласы радости и теплые дружеские объятия. А еще в один из дней администрация гостиницы передала Марте цветы и шоколад от неизвестного поклонника. Кто это был, мы так и не узнали, но радости нашей не было предела!
Невероятно интересной была также встреча с Кириллом Игоревичем Кроком, директором Государственного академического театра им. Вахтангова, заслуженным деятелем искусств, заслуженным работником культуры РФ.
Вахтанговский театр всю свою историю был в числе лучших театров России, и сегодня это один из самых успешных театров. Кирилл Крок рассказывал о том, как работает и зарабатывает театр, обо всех нововведениях, придумках – многое звучало просто как фантастика. Одним словом, для нас это был полноценный курс театрального маркетинга, исполненный виртуозным мастером.
Труппа Вахтанговского театра – это чуть больше 100 человек, а всего в театре работает больше 500 человек. И Крок относит себя к тем 400, которые помогают состояться высказыванию художника.
И в конце встречи он сказал фразу, которую мы повторяли как молитву: «Талант – это вера в себя, а успех – это количество попыток».
Мы увозили из Мурманска множество даров не только духовных, но и очень даже материальных - от наших армян, от детской театральной школы, от оргкомитета фестиваля. Что-то мы уже съели, что-то будет висеть на стене и лежать на полках нашей мастерской.
А еще мы получили два великолепных предложения, но это уже другая история…
Важно
Важно отметить, что этот театральный праздник в нашей жизни вряд ли мог бы случиться, если бы не поддержка организации ДИАЛОГ, глава которой Юрий Навоян также является председателем Попечительского совета СРДТ. Юрий Людвигович прилетел в Мурманск, провел вместе с нами несколько дней, разделил триумф театра, участвовал во всех мероприятиях фестиваля, за что мы, конечно, сердечно благодарим и его и всех других людей, кто имеет отношение к деятельности ДИАЛОГа.