БРЮССЕЛЬСКАЯ АВАНТЮРА СТАНЕТ НЕКРОЛОГОМ АРМЕНИИ?
АналитикаИтак, Армения практически вступила в один из самых сложных периодов своей истории. Аналогом этому, пожалуй, был 1920 год, когда наши власти того времени по прямому указанию Запада «братались» с турками. И их «чувство долга» было настолько велико, что даже отдав власть, они побежали подписывать Александропольский договор, который стал некрологом стране.
КОПИЯ АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКОГО ДОГОВОРА
В настоящее время практически то же самое. По указке Запада опять попытались сдать весь Арцах по схеме «Земля за мир». Не удалось - российская армия не допустила этого в последний момент. И сейчас то же самое делают в виде документа, с уже неприкрытыми призывами к «братанию» с турками. Только очевидно, что этот документ является повторением несостоявшегося 100 лет назад Александропольского договора, то есть некролог Армении.
Возможно, ответ на этот вопрос уже никак не зависит от Армении. По простой причине - действующая власть работает в пользу этой программы, так называемая оппозиция номер 1 занята непонятно чем, понимающие ситуацию люди во многих случаях уже думают об эмиграции, а народ, запутавшись в этих повсеместных авантюрах и не сумев найти правильный путь, идет по пути «харакири». У нас сейчас замкнутый круг, который, будем надеяться, в какой-то момент чудом прорвется, и в этом случае мы получим другую картину. Картина на данный момент такова - наша судьба никак от нас не зависит.
Может показаться парадоксальным, но говорить, что положение Азербайджана на несколько голов предпочтительнее нашего, опять было бы неуместно. Конечно, у Баку гораздо более широкая маневренность, и самое главное - ресурсы, не уничтоженная армия, и, наконец, думающее о государстве руководство, и это дает существенные преимущества по сравнению с Арменией. Однако весь вопрос в том, что на данном этапе Азербайджан так же, как и мы, превратился в яблоко раздора между мировыми гигантами, и с этой точки зрения ресурсные преимущества перед нашей страной несущественны. Несмотря на то, что в этой игре очень важно, даже, скажем так, играет роль «джокера» то, как проявляет себя руководство страны, и с этой точки зрения преимущество Азербайджана перед Арменией очевидно.
Словом, будущее как Армении, так и Азербайджана зависит от того, в направлении какой сверхдержавы они будут строить свой геополитический вектор и на каких позициях окажется эта сила в конце игры. Вместо встречи на уровне первых лиц в рамках «трехстороннего формата» Никол, отдавая предпочтение Брюсселю, в очередной раз показал, что не только для многочисленных представителей его команды, но и лично для него тоже предпочтительным был и остается западный вектор.
А вот Алиев, как всегда, и в этом случае действовал намного разумнее, изначально возложив вину за встречу в Брюсселе на Никола. Конечно, такая примитивная уловка не имела цели обманывать Москву - там на самом деле хорошо знают, кто чем дышит. Но этот жест Алиева имел другое значение. Это был четкий сигнал Москве о том, что Баку еще не сделал окончательного геополитического выбора.
АЛИЕВ ПОСЛЕДУЕТ ЗА ЭРДОГАНОМ
Но с другой стороны, решения, принятые в Брюсселе и озвученные Шарлем Мишелем, безусловно, воспринимаются в Москве как попытка «кинуть» лично Путина.
Москва, в целом, не будучи против как демаркации армяно-азербайджанской границы, так и документа так называемого «мирного соглашения», имеет одно предусловие, которое было продемонстрировано еще 9 ноября 2020 года вводом войск в Арцах и которое впоследствии неоднократно подчеркивалось соответствующими российскими чиновниками. А именно - эти армяно-азербайджанские процессы не касаются Арцаха, и Арцахский конфликт будет считаться оконченным тогда, когда об этом скажет Москва. А до тех пор российская армия должна оставаться там.
И учитывая непререкаемый тон русских, когда они вошли в Арцах, изначально было ясно, что у них нет мысли уходить ни оттуда, ни из Армении.
Более того, не будем забывать, что Россия представила Южный Кавказ такой же «красной чертой», как и Украину, и это было намеком на то, что в случае необходимости она будет отстаивать здесь свои интересы и военным путем. И в первую очередь именно Алиев не должен игнорировать это обстоятельство.
Итак, попытается ли Алиев идти до конца в направлении брюссельских договоренностей? Конечно, моральную поддержку Запада в этом вопросе он получит, но, возможно, только и всего. Главная надежда, конечно, на Турцию, и неслучайно по возвращении из Брюсселя Алиев связался со своим «старшим братом». Для Эрдогана, конечно, было бы весьма выгодно выполнение брюссельских договоренностей. Это дает ей «тюркский коридор», геополитическое положение на несколько ступеней выше и так далее. Однако Эрдоган также ясно осознает, что единственный способ сделать это — вступить в прямую конфронтацию с русскими, и, возможно, не только русскими.
Итак, готов ли Эрдоган к этому конфликту, к которому, кстати, долгое время Запад его подталкивает? Если ему придется выступать против России только собственными силами, то у Эрдогана перед глазами, прежде всего, пример Украины. Правда, возможно, Эрдоган считает Турцию с военной точки зрения гораздо более серьезной силой, чем Украина (вопрос, прав ли он?), но он также должен осознавать, что и РФ в случае войны с Турцией не имеет ряда понятных сдерживающих факторов (в том числе, ограждение мирного населения от максимальных ударов), и задействует против Турции гораздо более серьезные меры. Не будем исключать - вплоть до тактических ядерных зарядов, противостоять которым у Эрдогана нет никаких шансов.
Кроме того, сирийская армия в этой ситуации не будет сидеть, сложа руки, курды обязательно попытаются воспользоваться случаем, а у Ирана будет огромное желание сделать своего главного регионального соперника неконкурентоспособным. Если в подобное противостояние ввяжутся США, возможно,Эрдоган решит пойти на риск.
ЭРДОГАН ВРЯД ЛИ РЕШИТ ВРАЖДОВАТЬ С ПУТИНЫМ
Можно констатировать, что ожидаемое развитие событий на Южном Кавказе зависит от двух факторов. Во-первых, чтобы Азербайджан решит пойти против России, он должен получить «добро» Турции. А для того, чтобы Турция вступила в прямую конфронтацию с русскими, ей необходимо прямое содействие НАТО и США во всех аспектах. Весь вопрос в том, может ли Эрдоган рассчитывать на США, когда до такой степени обострились противоречия?
Эта последняя история членства Швеции и Финляндии в НАТО, пожалуй, является тестом, по которому Эрдоган сможет четко определить, может ли он рассчитывать на США.Таким образом, накануне Анкара представила предварительные условия, лишь в случае выполнения которых откажется от вето по этому вопросу. Представлены 5 требований:
- Прекращение поддержки терроризма (Курдская рабочая партия и движение Фетхуллаха Гюлена)
- Прекратить финансирование терроризма (включая курдов);
- Прекращение поставок оружия РПК;
- Снятие эмбарго на поставки оружия Турции
- Глобальное сотрудничество против терроризма.
Нетрудно понять, что эти требования предъявляются не Швеции и Финляндии, а США. Если говорить более конкретно, то между строк к Вашингтону явно предъявляется требование отказаться от курдов и Гюлена. Удовлетворит ли Вашингтон эти требования? Маловероятно. Во-первых, США имеют серьезнейшие расчеты, связанные с курдами. В том числе, в будущем Курдистан может стать главной и, пожалуй, единственной точкой опоры США и Израиля в регионе. А также принимая во внимание то, что отношения с остальными союзниками на Ближнем Востоке, включая Саудовскую Аравию, Турцию (эрдогановскую) и даже Ирак обнуляются на глазах. Второе. Курды и Гюлен - это именно те силы, за счет которых Вашингтон рассчитывает на предстоящих выборах решить вопрос ставшего настолько самостоятельным Эрдогана. При этом в Вашингтоне четко осознают, что Эрдоган, в случае решения вопроса курдов и победы на предстоящих выборах, окончательно выйдет из-под контроля, превратив Турцию во второй Иран.
Между тем, пока Эрдоган не решил курдскую проблему, выход против России для него остается крайне опасным. И наоборот, он может, опираясь именно на русских, попытаться решить курдскую проблему. В эти дни Анкара говорит о еще более глубоком военном вторжении в курдскую часть Ирака и Сирии, что, конечно, будет воспринято в Вашингтоне как очередной враждебный шаг, но и без российского «добра» Эрдоган вряд ли пойдет на такой шаг.
Словом, столкновение с русскими, по крайней мере, на данный момент, вряд ли входит в расчеты Эрдогана. Более того, все должны учитывать один ключевой фактор. Так, накануне на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Фумио Кисида в Токио президент США Джо Байден выступил с очередным шокирующим заявлением. О том, что Вашингтон готов участвовать в защите Тайваня «в случае вторжения». Короче говоря, если Китай решит войти в принадлежащий ему Тайвань, США вступят в военные действия.
Реакция Китая, конечно, не запоздала: мол, попытайте счастья. В Вашингтоне быстро сообразили, что независимо от того, было ли это очередным проявлением «старческого маразма» Байдена или расчет, но он почти объявил войну Китаю, и попытались смягчить ситуацию, пояснив, что лидер США имел в виду поставки оружия для самообороны острова.
Конечно, проблема здесь не в том, кто что на самом деле заявил, потому что ситуация и так ясна. А именно - проблемы США и Китая достигли той степени остроты, что ситуация может взорваться в любой момент. Кстати, это было вполне ожидаемо. Это означает, что у США уже нет времени, Китай обходит США на экономической площадке, и если Вашингтон днем ранее не предпримет против этого действий, последствия могут быть для США наихудшие. А Байден, наверное, и из-за «старческого маразма», продемонстрировал то, что, возможно, стало темой ежедневного обсуждения Белого дома.
И проблема в том, что в такой ситуации Вашингтону приходится оставаться сосредоточенным на России, более того, думать о том, как занять у Китая 40 миллиардов долларов, чтобы отдать Украине. А также как они будут грабить эту Украину, вывозя 20 миллионов тонн зерна, притом не имея соответствующих коммуникаций - нужно море, которое находится под полным контролем России. Если нет, то именно западные аналитики прогнозируют, что уже в ближайшие месяцы они получат 20-30% - ное повышение цен на продукты питания, которое, с одной стороны, нанесет очередной тяжелый удар по доллару, с другой - окончательно обнулит падающий изо дня в день рейтинг Байдена.Тем временем осенью состоятся выборы в Конгресс. А в эти дни русские начали закрывать «котлы», штурмуя ряд ключевых городов: Лиман, Авдеевку, Лисичанск, Северодонецк. И в случае их захвата исход войны станет практически предрешённым.
Вот в таком сложной ситуации Байден вынужден также выдвинуть на первый план конфликт с Китаем, который, не будем забывать, только способствовал укреплению союза Москвы и Пекина. Но, повторимся, другого выхода у Байдена просто нет, вопрос Китая он вынужден решить как можно раньше. Однако путь решения настолько опасен, что заявленное Байденом сразу же пришлось переоформить. Но это не помешало Москве и Пекину показательно поднять в небо стратегические бомбардировщики...
Возвращаясь к Эрдогану, отметим, что этот «опытный лис», конечно же, отчетливо осознает, что баланс сил во всем мире меняется. Идти против русских в такой ситуации, когда даже США каждый день в страхе заявляют: мы не хотим войны с Россией? Правда, война на Украине идет не с той молниеносной скоростью, о которой говорили западные аналитики, но дело в том, что даже американский «Forbes» сообщает, что на данный момент русские контролируют 20% территории Украины, или около 125 000 квадратных километров, вместо 7% (43 000 квадратных километров) по состоянию на 23 февраля. Разумеется, Эрдоган не может игнорировать все эти факты в своих расчетах. И то, что из Турции начали звучать сигналы о выходе из НАТО, конечно, не случайно.
КЕРОБ САРГСЯН