Что подсказывает Союзный опыт Беларуси
В ноябре в Ереване прошёл международный круглый стол «Евразийская интеграция и перспективы экономического развития Республики Армения», организованный общественной организацией «Объединение территориальных научно-образовательных центров» при участии Российского фонда поддержки публичной дипломатии. В круглом столе приняли участие известные эксперты и учёные из всех стран ЕАЭС, а также из Грузии и Молдовы. Среди них был заместитель директора Центра социальных и интеграционных исследований по вопросам Союзного Государства и евразийской интеграции Республики Беларусь Владимир КИРЕЕВ. У нас состоялась с ним эксклюзивная беседа по ряду актуальных вопросов.
«НИКАКОГО ВЛЯНИЯ НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ БЕЛАРУСИ МЫ НЕ НАБЛЮДАЕМ»
— Сейчас в Армении ведутся широкие политические дискуссии о том, теряет ли страна при вступлении в Союзное государство суверенитет и независимость. О чём говорит пример Беларуси? Что вы потеряли и что приобрели?
- Республика Беларусь на протяжении многих лет ориентировалась на многостороннюю интеграцию. До определенного момента был хороший опыт интеграционных процессов с Европейским союзом, с постсоветским пространством, в первую очередь с Российской Федерацией. Такие интергационные проекты позволяют получить технологии, инвестиции, рынки. Республика Беларусь является экспортноориентированной страной с высоким технологическим сектором, высоким IT- сектором, а республике нужны рынки. Беларусь за счет Союзного государства, за счет участия в ЕАЭС, ОДКБ получила все эти привилегии, а именно - доступ к российским рынкам, россиийским инвестициям, технологиям.
До определенного момента были такие же успехи по западному направлению. Но западное направление в силу известных нам причин закрылось. Это закрытие произошло не с востока, а с запада. При этом Республике Беларусь удалось отстоять свою независимость как с запада, так и с востока, она остается абсолютно независимой. Никакого влияния на внутреннюю и внешнюю политику Беларуси мы не наблюдаем, никаких ограничений не вводится, только идет синхронизация по обоюдным договоренностям со стороны Минска и со стороны Москвы, обсуждаются вопросы, обсуждается понимание глобальных и региональных вопросов - политического, экономического, гуманитарного сотрудничества, вырабатывается общая позиция. Такая синхронизация носит коммуникативный, диалоговый характер. То есть если две столицы согласны друг с другом, они вырабатывают общую позицию. А если не согласны, ищут возможность не вредить друг другу, договориться, как можно проводить даже различную политику, но не в ущерб друг другу. Поэтому опыт сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации показывает, что Российская Федерация, стремясь расширить свою зону влияния, получить доступ к рынкам, политическим возможностям каких-то стран, оставляет очень широкое пространство для самоуправления, не влезая во внутреннюю и внешнюю политику этих стран, позволяет сохранить огромный форватер для самостоятельной политики. Единственное, что Россия требует, - не вредить российским интересам. Поэтому это не травматичный опыт для Беларуси, а опыт, который дает и ничего не отбирает.
В ОТЛИЧИЕ ОТ ЕС РОССИЯ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СОТРУДНИЧАТЬ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
— А если сравнить или провести параллели с Европейским союзом? Что в таком случае потеряет или приобретёт страна, вступив в ЕС?
- Напротив, с Европейским союзом мы видим, что негатива было больше, чем позитива. Несмотря на то, что был доступ к рынкам, Евросоюз постоянно налагал какие-то ограничения, давил на Минск, требовал соблюдения каких-то правил, действий в направлении их интересов, ультимативно требовал разрыва отношений с Москвой. Если Минск отказывался разрывать выгодные для себя отношения, то ЕС называл Минск нарушающим права человека, европейские либеральные ценности, но при этом было видно, что это было манипулятивно, в геополитических идеологических интересах Запада. Но наряду с Россией Республика Беларусь имеет инновационные проекты и с другими странами - есть взаимодействие с Исламской Республикой Иран, с Китайской Народной Республикой и другими странами на всем планетарном пространстве. При этом такое сотрудничество не вредит друг другу. Россия видит пользу в своих собственных отношениях с Республикой Беларусь и не говорит: не сотрудничайте ни с кем другим, в отличие от Европейского союза. Поэтому опыт Беларуси - это то, что сотрудничество с Российской Федерацией носит взаимовыгодный характер. Сейчас, конечно, наложились ограничения, связанные с проведением СВО, но если брать вне этого контекста, то это позитивный опыт.
«У РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РАВНОПРАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ»
— Риторика вашего президента Александра Лукашенко также свидетельствует о том, что Беларусь сегодня чувствует себя более суверенной, чем любая другая страна. Получается, Союзное государство дало Беларуси больше независимости, суверенитета и уверенности в собственных силах?
- Союзное государство позволяет сохранить свободу, так как с ресурсной базой России, с ее военным зонтиком и экономическими возможностями, Беларусь может проводить самостоятельную независимую политику. Если бы Республика Беларусь была изолирована с востока и запада, то она была бы вынуждена подчиняться диктату внешних игроков. И другие страны подходили бы не с позиции партнеров, которые хотят договариваться, а с позиции навязывающей силы, которая ультимативно ставит требования.
У Республики Беларусь равноправные отношения и с Соединенными Штатами, сейчас размораживаются контакты, и с Китайской Народной Республикой- это супердержава современности. Республика Беларусь действует свободно, открыто, как равный партнер с равными партнерами. И все это стало возможно за счет участия в Союзном государстве, в ЕАЭС, ОДКБ. Это тот ресурс, который позволяет именно сохранять независимость, а не подчиняться посторонним интересам.
«ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ, ВОЗМОЖНО, НЕ ТАКИЕ ТЕПЛЫЕ, НО ПРОДУКТИВНЫЕ»
— Американская сторона потребовала от Беларуси официальных извинений перед Литвой за запуск метеозондов, которые, по мнению США, нарушили воздушное пространство страны. Однако президент Беларуси подчеркнул, что белорусы ни в чем не виноваты, и, мягко говоря, указал американцам на дверь. В конце концов, чего Литва хочет от Беларуси?
- Литва получает бонусы от Европейского союза, потому что в Евросоюзе, да и в самой Литве существуют «ястребы», которые разжигают конфликт с востоными соседями. За счет этого конфликта получают преференции на площадках ЕС и НАТО. Если бы не было этого конфликта, это были бы бедные, заштатные, никому не нужные восточные прибалтийские республики. А за счет этого конфликта они оказываются в центре внимания, их чиновники получают привилегированные должности, их общественные деятели получают гранты, а сами эти республики получают финансовые преференции, военную помощь, участвуют в различных программах. И чисто психологически им тоже комфортно. Поэтому они разжигают конфликт, при этом следует понимать, что конфликт может перерасти в прямую войну, которя будет происходить на их территории. То есть они действуют недальновидно, получают удовольствие от эмоциональной составляющей, получают финансовые и административные преференции со стороны ЕС и НАТО и при этом провоцируют войну, которая может уничтожить всю основу их существования. Это спекулятивная, недальновидная политика, которая может очень сильно по ним ударить.
— Обратимся к отношениям Армении и Беларуси. После взаимных жестких заявлений глав наших стран мы видим, как, тем не менее, Пашинян и Лукашенко на различных мероприятиях сидят рядом. Культурные и экономические отношения также развиваются в нормальном русле, а как насчет уровня политических и межправительственных отношений?
- Отношения двух стран носят прагматичный, рациональный характер. И учитывая то, что и Армения, и Беларусь получают выгоду от этого сотрудничества, то есть основания считать, что на данный момент эти отношения носят продуктивный характер. Может быть, недостаточно теплый, недостаточно глубокий, но продуктивный характер. Тем больше перспектив для налаживания более интенсивного сотрудничества, для которого есть основания.
ГРАНТ САРАФЯН