Миша снова влюблен? Кого называют новой девушкой Галустяна (Photo) 2026 и 2027 годы станут кульминацией нарастающей военной напряжённости.Хаял Муаззин Со временем в России  поймут, что Азербайджан – не союзник России, а клиентское государство Турции и стоящих за ней англосаксов. Эксперт Михаил Александров Сегодня 20 декабря Сегодня 19 декабря «Иравунк»: Власти Армении начали в районах сбор подписей с требованием отставки Католикоса Гарегина II Никто не позволит Армении быть членом Европейского союза и торговать с ЕАЭС. Баласанян Сегодня 18 декабря Генрих Мхитарян: От улиц Еревана до финала Лиги чемпионов | Откровенное интервью | FUTKINS Сегодня 17 декабря

Вторая Карабахская война изменила геополитический ландшафт на Южном Кавказе, что было воспринято Ираном как угроза

 На вопросы нашего корреспондента отвечает Генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества (MIRNAS)(Москва), политолог, эксперт в области российско-турецких отношений Ариф Асалыоглу.

- На протяжении столетий противоречия между Ираном и Турцией то усиливались, то затухали, но постоянно присутствовали в соперничестве за региональное влияние и превосходство. Эти непростые отношения сохраняются и по сей день. По - вашему, как они сегодня проявляются в конфликтах в Сирии, Ираке и на Южном Кавказе?

- Сирийский кризис, начавшийся с публичных демонстраций в 2011 году и быстро переросший в гражданскую войну, с самого начала стал серьёзной проблемой в турецко-иранских отношениях. Политика двух стран, преследующая радикально разные цели, и неспособность обеих стран осознать ущерб, который гражданская война наносит как им самим, так и региону, усугубили кризис. Образовавшийся вакуум власти открыл путь для вмешательства нерегиональных игроков, таких, как США и Россия, и гражданская война переросла в многосторонний кризис.

Одной из причин периода снижения напряжённости в турецко-иранских отношениях, начавшегося в 2017 году, стала тупиковая ситуация в сирийском кризисе. Другой причиной стал референдум о независимости, проведённый иракским курдским региональным правительством в 2017 году. В отличие от сирийского примера, Турция и Иран, которые с самого начала осознали общую угрозу, исходящую от ситуации в Ираке, смогли действовать сообща в этом вопросе. Среди прочих причин, результаты референдума были приостановлены благодаря совместной позиции и решимости двух крупнейших региональных держав - Турции и Ирана. Эти два примера - хотя они, возможно, и не способны переломить ход событий по отдельности - демонстрируют, что обе страны могут играть активную роль в событиях, напрямую затрагивающих регион, если будут действовать сообща. Учитывая ущерб, нанесенный кризисами в регионе обеим странам, совместные действия являются рациональным курсом.

Известно, что Иран продолжает свою деятельность по шиизации в ключевых точках внутренних и прибрежных районов Сирии, вдоль сухопутных путей в Ливан и в районе Дейр-эз-Зор на восточной границе Сирии. Ритуальные проявления иранского шиизма, сопровождающиеся участившимися посещениями религиозных святынь в регионе, охватывающем Дамаск, Сайиду Зейнаб и Дарию, являются одними из проявлений открытого присутствия Ирана. Иран использовал войну и связанные с ней расходы как точку входа для экономического проникновения, не только посредством различной «помощи», предоставляемой им в течение 13-летнего конфликта в Сирии и вокруг неё, но и посредством кредитов режиму, сумма которых, по оценкам, превышает 50 миллиардов долларов.

Иранцы использовали эту «помощь» и «кредиты», включая инвестиции в горнодобывающую промышленность и предприятия, а также в различные секторы - от сельского хозяйства до промышленности, торговли, туризма и образования, чтобы навязать сирийскому режиму свои амбиции в сфере ресурсов. Хотя в настоящее время ситуация спокойная, она становится новым источником напряжённости в отношениях с Турцией. Более того, турецкому правительству при Эрдогане удалось найти общий язык с США и Западом. Естественно, Запад оказывает давление на Иран, и администрация Эрдогана действует в тесном контакте с Западом.

 

- Северо-западная провинция Ирана Западный Азербайджан, важнейший экономический и деловой коридор между Ираном и Турцией, превратилась в сложный клубок противостояния Анкары и Тегерана. В этом регионе проживает смешанное население, состоящее в основном из суннитских курдов и шиитских азербайджанцев-турок. Проправительственные ТГ каналы пестрят заголовками типа: «Время пришло: Южный Азербайджан должен выйти из состава Ирана», — гласит заголовок на сайте Caliber.az. Haqqin.az пишет: «Южный Азербайджан стремится к независимости!» Что это значит?

- Вторая Карабахская война изменила геополитический ландшафт на Южном Кавказе, что было воспринято Ираном как угроза. Ощутимое усиление национальной мощи Азербайджана вызвало обеспокоенность в Тегеране. После Второй Карабахской войны обвинительные заявления иранских политических и военных лидеров в адрес Баку, а также проведенные военные учения негативно повлияли на отношения. Более того, Иран не смог сохранить никакого присутствия в переговорном процессе и последующих механизмах, созданных для трехсторонней декларации, подписанной 10 ноября 2020 года Азербайджаном, Арменией и Российской Федерацией, положившей конец Второй Карабахской войне. Неучастие в этом процессе Ирана, являющегося крупным региональным игроком, граничащим как с Азербайджаном, так и с Арменией, и имеющего тесные связи с этими странами, рассматривается как политический и дипломатический провал.

Самая непосредственная угроза, которую Тегеран видит со стороны Баку, — это размещение американских и израильских войск на азербайджанской территории. Для Ирана тесные отношения Азербайджана с США и Израилем представляют собой серьезную проблему. Чтобы смягчить обеспокоенность Тегерана, Азербайджан и Иран в 2005 году подписали соглашение, обязуясь не позволять друг другу использовать свою территорию для нападений третьих государств. Более того, в Тегеранской декларации, принятой пятью прикаспийскими государствами в 2007 году, прикаспийские государства заявили, что не допустят использования своей территории для агрессии против других прикаспийских государств. Азербайджан, с одной стороны, сохраняет нейтралитет в отношении ядерной программы Ирана, а с другой — заявляет о своем праве развивать военные и технологические отношения с Израилем.

Еще одним фактором, вызывающим обеспокоенность Ирана, является расширение политических, военных, экономических и культурных связей между Азербайджаном и Турцией, особенно после Второй Карабахской войны и последовавших за ней событий, участие Турции в Совместном наблюдательном центре с Российской Федерацией, а также совместное военное присутствие и учения, организованные в Азербайджане. Кроме того, политическая и военная поддержка, оказанная Турцией Азербайджану во время Второй Карабахской войны, в сочетании с растущим влиянием Анкары на азербайджанских турок, проживающих в Азербайджане и Иране, также привлекают внимание Тегерана. Все эти факторы вызывают обеспокоенность администрации Тегерана.

 

- Поддержка Турцией азербайджанцев в Иране в контексте развития тюркского мира усилилась в риторике турецких лидеров в последние годы. В конце 2020 года, принимая участие в военном параде в Баку в честь победы Азербайджана над Арменией в 44-дневной войне за Нагорный Карабах, президент Реджеп Тайип Эрдоган прочитал короткое стихотворение, в котором символически призвал всех турок «освободить» иранский Западный Азербайджан.

- Исполнение президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом отрывка из «Песни Аракса» на церемонии, состоявшейся в Баку 10 декабря 2020 года, несомненно, вызвало беспокойство в Иране. Тогдашний министр иностранных дел Ирана заявил, что стихотворение посвящено насильственному отделению северных районов реки Аракс от материковой части Ирана, тем самым продемонстрировав свою чувствительность к проблеме Южного Азербайджана и намекнув на то, что Азербайджанская Республика фактически является частью Ирана. Напряженность между двумя странами была урегулирована путем длительных дипломатических переговоров.

Помимо регулярных учений между Азербайджаном и Турцией, с 11 по 22 сентября 2021 года прошли учения турецко-азербайджанско-пакистанских спецподразделений «Три брата», организованные Азербайджаном при участии Азербайджана, Турции и Пакистана.

Высокопоставленные иранские официальные лица часто представляют израильские военные подразделения и сирийские террористические группировки, которые, по их утверждениям, дислоцируются на территории Азербайджана, как угрозу. 1 октября 2021 года Тегеран начал учения «Завоеватели Хайбара» на границе с Азербайджаном. Генерал Кюмарс Хейдери, тогдашний командующий сухопутными войсками Ирана, заявил, что учения проводились для усиления военной подготовки в регионе. Он утверждал, что с приходом сионистского режима границы Азербайджана стали более уязвимыми и нет уверенности в том, что террористы из Сирии покинули регион. Он заявил, что в сентябре 2021 года на северных границах Ирана было проведено четыре или пять учений. В ответ МИД Азербайджана заявил, что Азербайджан, имеющий 100-тысячную армию, не нуждается в наемниках, что террористам нет места на территории Азербайджана и что антиазербайджанская политика не пойдет на пользу Ирану.

Всё это создало напряженность в позиции Азербайджана в отношении Северного Ирана. Однако азербайджанцы также расходятся во мнениях относительно «иранскости». Некоторые азербайджанцы считают себя одними из основателей Ирана и ни за что не хотят отдавать Иран персам. Другие же утверждают, что лучше всего отделиться от Ирана и следовать своим путём. Более того, в последние годы среди азербайджанцев усилились националистические настроения, и желание отделиться от Ирана стало звучать всё чаще. США также играют в этом свою роль. Более того, азербайджанцы, как и другие иранцы, не желают вмешательства США в дела Ирана и региона. Они считают, что внутренние проблемы не будут решены путём внешнего вмешательства, а, напротив, лишь усугубятся и станут неразрешимыми.

В заключение, даже если отношения между Азербайджаном и Ираном останутся холодными, в нынешних обстоятельствах я не предвижу неминуемого конфликта. Такая ситуация будет крайне пагубна для Азербайджана, который развивается экономически и в других отношениях. Иран — государство с глубокими корнями, и любой конфликт с Ираном требует тщательного рассмотрения. Даже недавняя напряжённость между Израилем и Ираном продемонстрировала это.

 

- С учетом плотного сотрудничества между Турцией и Азербайджаном можно ли говорить и о создании тюркского (условно-«зангезурского»)  коридора? Анкара через Армению и Азербайджан, таким образом, получает выход к странам Центральной Азии, которые находятся в системе Организации тюркских государств — пантюркистского проекта с непонятными целями и мутными формулировками. Можно ли считать,  что Турция Эрдогана поспешит воспользоваться новой возможностью и продолжит свою культурную, экономическую и политическую экспансию на Кавказ и через Кавказ?

- Будущее «Зангезурского коридора» превратилось в потенциальное геополитическое влияние, которое окажет влияние на весь Южный Кавказ. Ереван, Баку и Анкара объединились, чтобы определить будущее этого коридора. Среди этих трёх стран в качестве участников выступают США и ЕС, которые не были заметны в процессе принятия решений. Объединяющей чертой всех этих лиц, принимающих решения, является стремление каким-то образом устранить Россию с Южного Кавказа и ограничить её региональное влияние.

Все заинтересованные стороны (Ереван, Баку, Анкара, ЕС и США) положительно восприняли это предложение. Таким образом, Ереван избежит конфронтации с Москвой и получит поддержку США и ЕС. Баку сможет выдвинуть собственные дополнительные требования в качестве условий.

Баку добивается от США финансирования развития Карабаха. Он также хочет ослабить влияние России на армянские железные дороги, линии электропередачи и другие объекты, находящиеся под контролем России. Встречи министров энергетики Армении и Турции следует оценивать именно с этой точки зрения. Это первая столь важная встреча между Турцией и Арменией.

«Зангезурский коридор» имеет решающее значение, поскольку он обеспечит кратчайший путь для транспортировки каспийских энергоресурсов на рынки Турции и Европы. Он потенциально может быть использован для транспортировки нефти, природного газа и электроэнергии. Этот маршрут будет способствовать дальнейшему развитию культурных и экономических связей между Турцией и республиками Центральной Азии.

 

- Азербайджан участвовал в транспортном коридоре Север-Юг и предполагалось, что через него будет идти сухопутная ветка. В случае осложнения  отношений Азербайджана с  Россией и Ираном, может ли Баку попросту заблокировать это направление, оставив только вариант водной артерии через Каспийское море?

- Азербайджан, Россия и Иран на трехсторонней встрече в Баку договорились об увеличении объема перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» до 15 миллионов тонн и увеличении грузопотоков.

В декларации, в которой говорилось, что завершение строительства железнодорожной линии и терминала Решт-Астара имеет стратегическое значение для полной эксплуатации международного транспортного коридора «Север-Юг», были отмечены следующие положения: «Была подчеркнута необходимость увеличения грузоперевозок по коридору до 15 млн тонн и обеспечения непрерывного роста грузопотоков. Достигнута договоренность о создании рабочей группы для подготовки плана действий по реализации намеченных мер в течение трех месяцев».

Международный транспортный коридор «Север-Юг» протяженностью 7200 км представляет собой мультимодальный торговый маршрут, соединяющий Россию с Персидским заливом через Иран и Индию. Азербайджан является ключевой транзитной страной на западном маршруте коридора, где сочетаются морские, железнодорожные и автомобильные перевозки. Поэтому Азербайджан будет заинтересован в продолжении реализации проекта с таким значительным потенциалом.

 Саргис Саргсян

 

Понравилась статья Поделитесь ею с друзьями։
Подпишитесь на нас также в Telegram։
telegram
Загрузите приложение Iravunk и всегда будьте в курсе событий:
Приложение Iravunk
Миша снова влюблен? Кого называют новой девушкой Галустяна (Photo) 2026 и 2027 годы станут кульминацией нарастающей военной напряжённости.Хаял Муаззин Со временем в России  поймут, что Азербайджан – не союзник России, а клиентское государство Турции и стоящих за ней англосаксов. Эксперт Михаил АлександровСегодня 20 декабря Ucom и SunChild реализуют программу «Умное наблюдение за птицами»В Армении к русской общине не может быть плохого отношения- Аида АрутюнянВ Армении к русской общине не может быть плохого отношения- Аида Арутюнян (video) Сегодня 19 декабряНаша главная задача - защитать права граждан России. Генконсул России в Гюмри"Блокада": Истории карабахских семей на сцене Русского драматического театра в Ереване«Иравунк»: Власти Армении начали в районах сбор подписей с требованием отставки Католикоса Гарегина II Никто не позволит Армении быть членом Европейского союза и торговать с ЕАЭС. БаласанянСегодня 18 декабря Едой, чистотой и уважением к истории запомнился иностранцам Воронеж в уходящем годуКто они, пропавшие без вести молодые молокане? Эксклюзивные подробности от руководителя общиныМы делаем всё, чтобы ереванцы чаще приводили к нам своих детей. Айк Меликян (video)При торговле с Россией надо проявлять осторожность в вопросе смены названий торговых брендов. Эксперт об экономических рискахГенрих Мхитарян: От улиц Еревана до финала Лиги чемпионов | Откровенное интервью | FUTKINSНеслучайно Дом Москвы в самом сердце Еревана. Айк МеликянСегодня 17 декабря

Փոխարժեք

1 USD = ... ֏

1 EUR = ... ֏

1 RUB = ... ֏

Հետևե՛ք -ին Youtube-ում`
Самое популярное