Диалог удался: 237- летний Рязанский театр дал армянскому зрителю повод задуматься о духовности
Культура«ТЕАТР НЕ ДОЛЖЕН ЛИШАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ НАДЕЖДЫ»
Прошедший в этом году в Ереване Международный фестиваль исполнительских искусств «Ай Фест» вновь собрал участников из разных уголков мира, представивших на суд зрителей свои спектакли. Среди 11 стран-участниц фестиваля - Россия с одним из своих старейших театров – Рязанским государственным областным драматическим театром, который в 2025 году отмечает свой 237-й театральный сезон.
Армянскому зрителю была представлена притча- абсурд режиссёра Никиты Москового-Руссо «Двое в поле», поставленная в соответствии с форматом малой сцены театра. Этот экспериментальный спектакль создает глубоко атмосферное, колоритное пространство, вовлекая зрителей не только в сценический процесс, но и в собственные духовные поиски.
В спектакле задействованы три актёра - Вячеслав Мельник, Дмитрий Рахманин и Денис Чистяков. Спектакль состоит из четырёх частей, каждая из которых имеет своё название и настроение, символизирующие разные состояния внутреннего мира человека.
В веселых, а иногда и юмористических диалогах сквозят элементы абсурда и философских размышлений об осмысленности человеческого бытия, смысле жизни, страхе смерти, о столкновении выбора и судьбы.
Режиссер рассматривает потребность человека в духовном росте, подчеркивая, что какими бы неизбежными ни были материальные потребности, в конечном итоге они подчиняются более глубоким вопросам бытия. Наш корреспондент поговорил с режиссером о художественных решениях пьесы и темах, поднимаемых в рамках спектакля.
«ЗДЕСЬ ПРОИЗОШЛО СЧАСТЛИВОЕ СОВПАДЕНИЕ»
— Как родилась идея спектакля «Двое в поле» и почему вы выбрали именно жанр притча- абсурда? Что для Вас стало отправной точкой в работе над постановкой — философская идея, визуальный образ, диалоги?
— Это довольно забавная история. Много лет назад я оказался за городом после сильного ливня на размытой грунтовой дороге. Я шел, утопая в грязи, и у меня в голове родилась картинка - человек в белом костюме идёт по грязи, почему-то вспомнилась пьеса Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо", а точнее диалог героев этой пьесы о судьбе двух разбойников, распятых вместе с Христом. Пока я шел, из этих разрозненных фрагментов родился сюжет, который я решил снять в формате короткометражного фильма. Так родился сценарий, а спустя ещё нескольких лет сценарий превратился в пьесу. Так из одного случайного визуального образа все и родилось. Что же касается жанра, то он сам собой определился, по мере того как я писал диалоги. Нарочно абсурдную притчу писать не планировал.
— Какие основные вопросы вы хотели задать зрителю через этот спектакль?
— Я всегда теряюсь, когда просят раскрыть "о чем хотел сказать автор". Лучше посмотреть. Для этого он и создавался. Но если кратко, притча всегда предлагает нам задуматься о жизни земной и том, что является для нас в ней главной ценностью.
— Как вы подбирали актёрский состав для этой постановки? Что было важнее — типаж или внутреннее ощущение роли?
— Я думаю, что произошло счастливое совпадение. У меня было три актёра с которыми мне очень хотелось поработать, и на всех троих очень удачно ложились роли пьесы. Это тот момент, когда все сошлось и в результате репетиционный процес был очень интересен и продуктивен. И безусловно, каждый из актеров привнес в написанный персонаж свою личную особенность и глубину. В результате работа получилась понятной и узнаваемой зрителю несмотря на странный жанр "притча - абсурд".
— Какой была реакция международной публики на фестивале «Ай Фест»? Удалось ли наладить диалог со зрителем из другой культурной среды?
— Я думаю, да, по крайней мере, я на это надеюсь. И судя по тому, как зритель смотрел спектакль и какими эмоциями захотел поделиться своими впечатлениями с нами после, а надо отметить, что обратная связь была, диалог нам удался. Огромное спасибо зрителю!
«ТЕАТР НАХОДИТ НУЖНЫЕ КЛЮЧИ»
— В спектакле много метафор и пластики. Насколько важно для вас физическое выражение идеи на сцене?
— Мы не старались придумать что-то "специальное". Не ставили задачу "удивлять" формами или решениями. И находясь в условиях пустого пространства сцены, я имел главные изобразительный художественный инструмент - актёра. Поэтому именно за счёт живого актёра мы и искали выразительные средства, чтобы решить задачи и ответить на вопросы и темы пьесы.
— Вы ставите акцент на духовный рост человека. Как вы сами определяете для себя духовность в современном мире?
— Есть саркастическая фраза про общее количество разума на земле, я думаю, здесь можно её немного перефразировать и она останется верна: "Общая сумма духовности на земле - величина постоянная, а население растет". Думаю, что сегодня очень много информационного шума, он мешает и отвлекает. Но духовности в мире предостаточно, в каждом человеке в той или иной степени. Часто мы просто оставляем это за рамками внимания, думая о насущном как о единственно важном. Уверен, что Театр находит к этой стороне жизни человека нужные ключи и порой совсем неожиданным способом. Очень важно, когда после спектакля видишь одухотворенного зрителя.
— С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания спектакля? Были ли сомнения или творческие кризисы?
— Сомнения и творческие кризисы - это неотъемлемая часть творчества и поиска, но чем труднее задача, тем приятней её решить.
— Что бы вы хотели, чтобы зритель унес с собой после просмотра «Двое в поле» — эмоции, мысль, тревогу, надежду?
— Мне всегда приятно, когда спектакль становится хорошим поводом для размышлений. Эмоция и мысль - это багаж, с которым зритель возвращается из темноты зрительного зала обратно в свою жизнь. Ну, а надежда всегда должна оставаться и театр точно не должен ее лишать.
Грант САРАФЯН