Открытие «Зангезурского коридора» не принесет мир в регион
На вопросы нашего корреспондента отвечает научный сотрудник ИНИОН РАН, старший преподаватель кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ Г.В. Плеханова, кандидат политических наук Лариса Алексанян.
- Можно ли считать, что вашингтонские договорённости открывают путь к обретению Турцией «стратегического коридора» к богатому нефтью и газом Каспийскому бассейну и Центральной Азии, и станут «воротами» в тюркские республики Центральной Азии?
- «Зангезурский коридор» является частью пантюркистской программы Турции и направлен на реализацию турецких проектов 100-летней давности в рамках создания «Великого Турана». Даже в советские годы Турция и Азербайджан старались достичь открытия данного коридора и сформировать сухопутную турецко-азербайджанскую границу. Этот коридор имеет потенциал для превращения в жизненно важную артерию между Турцией и тюркским миром в целом, обеспечив доминирующие позиции Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Можно утверждать, что «путь Трампа» открывает дверь к достижению стратегических целей турецко-азербайджанского тандема и несет серьезные риски для ряда государств региона.
- Помимо очевидной идеи о разблокировке коммуникации с Азербайджаном через Нахичеван и прямого выхода на Центральную Азию, подчёркивается этим и усиление Организации тюркских государств (ОТГ). Насколько, по - вашему, ОТГ противопоставляется таким структурам, как ЕАЭС и ОДКБ, если иметь в виду, что Баку и Анкара являются убеждённымм сторонниками оборонного сотрудничества в рамках ОТГ?
- После распада СССР Турция начала реализовать активную политику на постсоветском пространстве, продвигать пантюркистские идеи. В этом плане ОТГ стала одним из важных инструментов для достижения поставленных целей, в том числе переориентации тюркоязычных государств на себя. Турция стала консолидировать эти государства под своим покровительством, тем самым конкурируя с интеграционной инициативой РФ и стараясь ослабить роль России на постсоветском пространстве.
Следует отметить, что сегодня позиции ОТГ активно расширяются в жизни тюркоязычных стран постсоветского пространства. Дальнейшее усиление ее роли сильно зависит от реализации плана «Зангезурского коридора», что приведет к определенным рискам как для России. так и ЕАЭС и ОДКБ.
- По - вашему, какие риски таит в себе для Армении, приобретающий более реальные очертания «Зангезурский коридор» под новоявленным лейблом «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP)?
- Реализация данного проекта не отвечает национальным интересам Республики Армения и таит в себе серьезные риски для национальной безопасности страны. Предоставление дороги турецко-азербайджанскому тандему станет крайне опасным шагом для Армении. Ее южная часть будет отрезана, а сама страна окажется в смертельной ловушке. Открытие «Зангезурского коридора» не принесет мир в регион, оно обеспечит доминирующие позиции Турции и станет отправной точкой реализации ее пантюркистской программы.
- Многие турецкие авторы относят к разряду проигравших - Россию и Иран. По их мнению, посреднические усилия Вашингтона могут не только привести к окончательному решению азербайджано-армянского конфликта, но и создают для Анкары возможность продвинуть своё стратегическое видение в регионе. Вы согласны с таким подходом?
- Я уже отметила, что реализация данного проекта не принесет мир в регион. Азербайджан имеет территориальные амбиции в отношении Армении, и открытие коридора станет началом реализации этих амбиций. С другой стороны, реализация проекта усилит позиции Турции в регионе вразрез интересам России и Ирана.
- Одной из тем встречи Путина и Трампа, конечно, была Украина. Можно ли ожидать реакции на Южном Кавказе? Возможно ли, что в этой большой игре Москва пойдет на уступки в регионе Южного Кавказа ради решения более приоритетных для себя задач?
- Южный Кавказ является жизненно важным регионом для внешней политики России и воротами к безопасности Северного Кавказа. Соответственно этот регион не может быть менее важным, чем любой другой, в этом случае – Украина. Южный Кавказ является одним из приоритетных направлений внешней политики РФ, несмотря на то, что ее влияние в регионе снизилось и продолжает снижаться. Это связано с рядом проблем и России предстоит переоценить свою роль в регионе, разработать новые подходы и механизмы в региональной политике, которые будут более жизнеспособными на фоне столь сложной геополитической картины мира.
Беседу вёл Саркис Саркисян