Если бы не российский фактор, Турция без каких-либо препятствий стала бы сегодня главным игроком на Кавказе.Чакрян
АРМЕНИЯ. <br> Вкладка в газете "КП в Армении"Наш корреспондент побеседовал со старшим научным сотрудником Института арменоведческих исследований Ереванского государственного университета, тюркологом АКОПОМ ЧАКРЯНОМ.
- Господин Чакрян, заявления Ирана часто воспринимаются как попытка сохранить баланс. А как насчет роли России?
- Заявления Ирана в последние годы действительно очень важны. Иран всегда подчеркивал, что выступает против новой напряженности в регионе, тем более против изменения границ. Для Ирана сохранение территориальной целостности Армении имеет жизненно важное значение. Это обусловлено не только добрососедскими отношениями, но и стратегией национальной безопасности Ирана. Если Армения ослабнет или распадется, это немедленно повлияет на северные границы Ирана.
Не следует забывать и об историческом контексте. Российское присутствие на Южном Кавказе восходит к началу 19 века. За десятилетия она выработала определённые «правила игры», благодаря которым регион не превратился в постоянное поле боя.
Россия рассматривает Кавказ как зону своего влияния. Это ни для кого не секрет. Однако надо понимать, что именно благодаря этому влиянию удалось сдержать притязания Турции. Если бы не российский фактор, Турция сегодня без каких-либо препятствий стала бы главным игроком на Кавказе. А это стало бы смертельным ударом по суверенитету Армении.
«ДЛЯ ЗАПАДА МЫ — ИНСТРУМЕНТ В БОРЬБЕ С РОССИЕЙ»
— А некоторые, под видом сохранения суверенитета, пытаются нейтрализовать влияние России в нашем регионе. Разве это не вредит Армении?
— Присутствие России на Кавказе прежде всего направлено на то, чтобы не допустить безграничного расширения влияния Турции и Азербайджана.
Очевидно, что у Москвы есть свои геополитические цели. Но нужно быть реалистами: у Армении нет ресурсов, чтобы в одиночку противостоять региональному давлению.
Конечно, здесь нужна умная дипломатия. Армения должна уметь выстраивать отношения таким образом, чтобы не оказаться зависимой исключительно от одного центра.
— Существует мнение, что Россия не смогла полностью реализовать свои планы, например, в Зангезуре. Каково ваше мнение?
— Да, много говорилось о том, что Россия хотела установить большее военное присутствие в Сюнике, в так называемом Зангезурском коридоре. Зангезур — это не просто коридор, это региональный стратегический коридор.
Некоторые эксперты даже были убеждены, что Москва намерена создать там постоянную военную базу. Однако следует понимать, что Россия всегда действует исходя из ситуативных расчетов.
Сюник имеет жизненно важное значение для Армении. Он связывает страну с Ираном и в то же время отделяет Азербайджан от Нахичевани. Это точка пересечения всех региональных интересов. Россия, естественно, не могла остаться равнодушной.
Но следует отметить, что большая политика не всегда совпадает с первоначальными планами. Многое зависит от ситуации. Сегодня Россия сосредоточена на кризисе в Украине, и из-за этого ее возможности ограничены. Однако это не означает, что Россия отказалась от Кавказа.
Диана МАНУКЯН