Армения остаётся цивилизационным союзником России- Виктор Сапрыка
СоотечественникиАрмяно-российские отношения переживают один из самых непростых этапов за последние годы. Официальная риторика Ереванa противоречива, а Южный Кавказ в целом остаётся зоной нестабильности — с нерешёнными конфликтами и растущим внешним давлением. Что думают общества двух стран друг о друге, есть ли поколенческий разрыв в восприятии России, какие угрозы несут глобальные социокультурные тренды и как гуманитарные проекты могут укрепить доверие — об этом мы поговорили с руководителем Института приграничного сотрудничества и интеграции, доктором социологических наук, профессором Виктором Александровичем САПРЫКОЙ.
— Виктор Александрович, как вы оцениваете текущее состояние армяно-российских отношений не только на уровне политических элит, но и в восприятии обществ? Насколько совпадает официальная риторика с настроениями людей?
— На самом деле у нас есть множество социологических исследований, которые позволяют утверждать: население Армении и население России относятся друг к другу очень положительно.
Если мы говорим об оценках межгосударственных отношений на уровне правительств, и, соответственно, в восприятии населения, то, как показывают исследования «Гэллапа», ИРИС и других организаций, здесь есть определённое ухудшение. Но если речь идёт об отношении людей друг к другу и о понимании значения России для развития Армении, картина совсем другая.
Около 70% опрошенных в различных исследованиях подчёркивают важность развития добрососедских отношений с Россией. И, несмотря на риторику и нормативно-правовые акты, ориентированные на Европейский союз, ключевым направлением интеграции для армян всё же остаются проекты, предлагаемые Россией. В первую очередь это Евразийский экономический союз и ОДКБ.
— Есть ли поколенческий разрыв в отношении к России? Какие факторы формируют позиции разных групп населения?
— Безусловно. Молодёжь тяготеет к более «европейскому» восприятию. Это объяснимо: глобализация, цифровизация, участие в международных проектах, в том числе ЕС и США, формируют у молодого поколения определённые западные нарративы.
Старшее же поколение воспринимает Россию через призму советского прошлого, союзнических связей, а также как гаранта экономической и военно-политической стабильности.
— Вы отметили проекты, которые привлекают молодёжь. Как вы оцениваете перспективы приграничных, образовательных и гуманитарных программ между Россией и Арменией? Могут ли они реально укрепить доверие и снизить взаимные стереотипы?
— Безусловно. Но речь должна идти не только о проектах, которые проводит, например, наш Институт или другие общественные организации - школы лидеров, различные медиафорумы и мероприятия, направленные на развитие молодёжного сотрудничества. Нам необходимы в первую очередь университетские программы двойных дипломов. Это позволит армянским студентам учиться в России, а российским — получать образование в Армении.
Мы порой забываем, насколько важна академическая мобильность. В этом плане можно позавидовать европейским программам — Erasmus Mundus и другим. Они дают студентам Армении возможность провести семестр или год в университетах ЕС. Россия, конечно, предоставляет квоты, но вот программ, которые бы связывали наши магистратуры и бакалавриаты на постоянной основе, практически нет. Это направление нужно развивать.
Кстати, у Ереванского государственного университета есть давние связи со многими российскими вузами. Сейчас, надеюсь, будет заключён договор и с РГГУ — для запуска программ двойных дипломов.
— Если говорить о вызовах для Южного Кавказа, какие угрозы вы видите, помимо военных рисков? Есть ли социальные процессы, которые могут стать триггерами кризисов?
— Наши социологические исследования показывают: главная ценность для молодёжи ЕАЭС - это семья. Это верно и для Армении, и для России. Но мы видим и социокультурные угрозы.
Да, остаются риски эскалации армяно-азербайджанского конфликта, он не решён окончательно. Но помимо этого есть такие социокультурные риски, как вестернизация и цифровизация, которые могут превратиться в угрозы. Молодёжь подвержена глобальным влияниям, и одно из следствий — размывание традиционных ценностей.
В России принят указ о защите традиционных ценностей — семьи, патриотизма, культуры. В Армении, к сожалению, таких нормативно-правовых актов пока нет. Между тем регулирование необходимо. Вспомним, например, закон об иноагентах, который недавно приняли в Грузии. Он вызвал протесты, но сам факт принятия показывает: государство стремится ограничить негативное социокультурное влияние на общественный сектор и молодёжь, а также сохранить традиционные ценности. Армении тоже нужен подобный механизм.
— Если смотреть шире на армяно-российские отношения и облик Южного Кавказа, какими вы видите перспективы на ближайшие 5–10 лет, учитывая не только политические и экономические факторы, но и социальные, ценностные ориентиры и уровень взаимного доверия?
— Наша союзническая, цивилизационная дружба проверена веками. Армения и Россия — стратегические союзники. И несмотря на политические заявления и усилия отдельных сил развести наши страны в разные стороны, Россия остаётся гарантом стабильности на Кавказе, а Армения — её цивилизационным союзником, которая веками позволяла развивать мирные направления, социогуманитарные связи наших стран.
Пять–десять лет — не такой уж большой срок. Но именно сейчас закладывается основа более стратегического партнёрства. Мироустройство меняется, однополярный мир уходит в прошлое, появляются новые центры силы. К сожалению, Армения пока не вошла в ШОС, хотя это могло бы принести серьёзные выгоды для национальных интересов Армении. Но тем не менее, этот процесс только начинается.
Я уверен, что в долгосрочной перспективе мы будем укреплять союзнические отношения не только в рамках экономического союза, но и в политике, праве, общественной и образовательной сферах. У нас должно быть единое нормативное поле, свободное перемещение граждан, совместные бизнес-проекты и, конечно, общее образовательное пространство. Молодёжь должна учиться и ещё раз учиться вместе.
Беседу вела Заруи БАБУХАНЯН