Именно при поддержке России наше государство сохранило свое существование. Арутюнян
СоотечественникиТема «Маршрута Трампа», в частности, значение декларации, подписанной в Соединенных Штатах, ее возможные последствия и результаты для Армении продолжает оставаться в центре общественного внимания. Об этом наш корреспондент побеседовал с политологом, директором Ереванского института сетевых исследований, руководителем аналитическо-политологической комиссии движения «Сильная Армения с Россией. За новый Союз» ГАГИКОМ АРУТЮНЯНОМ.
— Как бы вы оценили подписанную в США трехстороннюю декларацию, которая, по сути, открывает «маршрут Трампа» в Сюнике? Как вы думаете, какие последствия это может иметь для Армении?
— Эта инициатива — одна из самых больших опасностей для Армении. Если так называемый «маршрут Трампа» создаётся через Сюник, то мы должны понимать, что это не только экономический проект. Он имеет также политический и геополитический контекст. Сегодня даже ходят слухи, что аналогичные проекты пытаются реализовать в Ереване. Все это показывает, что в политике нынешних властей нет ни четкой стратегии, ни даже простой тактики. Они предпринимают шаги, которые ставят под угрозу не только наши государственные интересы, но и наш суверенитет.
Необходимо видеть общую картину: весь мир сегодня живёт в хаосе. Этот хаос возник, в частности, в результате политики Запада, когда в разных странах были организованы цветные революции. Мы видели это на Украине, в Армении, сейчас они пытаются сделать то же самое в Сербии. Однако силы, создающие хаос, часто сами оказываются в такой же ситуации.
Этот проект дороги, на мой взгляд, является актом предательства по отношению к нашему государству. Он напрямую служит турецким и азербайджанским планам.
Нельзя забывать, что Баку постоянно твердит об идее так называемого «Западного Азербайджана», требуя «возвращения» около 300 тысяч человек, якобы покинувших Армению. В этом контексте дорога, проходящая через Сюник, становится инструментом для реализации этих самых планов.
У меня также есть информация, что некоторые здания, строящиеся в Ереване в последние годы, финансируются азербайджанским и турецким капиталом. Даже армянские строители, участвующие в этом процессе, понимают, что они предназначены для азербайджанцев, которые будут переезжать в будущем. Это связано с так называемым проектом «Великий Туран», представляющим угрозу не только для Армении, но и для России. Россия, население которой составляет около 12 процентов мусульман, также может стать мишенью этих программ.
Поэтому нашим единственным реальным союзником остается Россия. История показала, что без российской поддержки мы не могли бы выжить. Сегодня, когда Армения сталкивается с такими опасностями, мы обязаны оценить наш исторический опыт и понять, что без надежного союзника наше будущее находится под угрозой.
— С политической точки зрения как бы вы оценили организованную известными прозападниками недавнюю акцию протеста против 102-й российской военной базы в Гюмри?
— На мой взгляд, это был очень опасный шаг, который даже трудно оценить словами. Он направлен не только против России, но и против Армении. Мы не должны забывать, что именно при поддержке России наше государство до сих пор сохранило свое существование. Я лично знаю людей, служивших во время Карабахской войны в армянской армии, в частности, в разведке. О них редко упоминают, но их вклад был неоценим. Стоит отметить, что в то время наша военная разведка находилась в тесном контакте с бывшими военными структурами СССР.
Убеждён, что Россия не допустит повторения подобных действий, когда агенты западного влияния незаконно берут управление страной в свои руки. Да, иногда российская сторона не в полную меру использует мягкую силу, но у неё есть мощная армия и военно-морские силы, на которых также строится её политика. Я думаю, что произошедшее — дело рук неких ангажированных групп, действующих внутри страны. В дальнейшем это также может стать поводом для судебного или политического процесса.
Сегодня мы стоим перед новыми глобальными вызовами. Ситуация в некотором смысле напоминает годы освободительной борьбы: всё развивается медленно, но я надеюсь, что ситуация изменится. Россия может вновь обратить внимание на Армению как на своего исторического союзника и цивилизационного партнёра.
— Господин Арутюнян, какие последствия могут иметь затронутые нами проблемы для армяно-российских отношений?
— Думаю, худший этап в армяно-российских отношениях трудно себе представить. Эти власти противостоят России на каждом шагу. В том же направлении действуют Турция и Азербайджан и, пользуясь сложившейся ситуацией, пытаются продвигать свои интересы. Российская сторона, занятая украинским фронтом и региональными проблемами, в некотором смысле вынуждена маневрировать. Тем не менее, геополитические сложности, особенно связанные с Ираном и Азербайджаном, не позволяют процессам идти своим путем.
Россия, можно сказать, сегодня противостоит мировому давлению. Запад продолжает поддерживать Украину, предоставляя ей огромные ресурсы. Всё это, конечно, негативно сказывается не только на России, но и на стабильности во всём регионе.
В этом контексте следует отметить, что отношение людей также изменилось. Люди более критически относятся не только к внешней политике, но и к информационному полю.
Подводя итог, можно сказать, что ситуация очень сложная. Потери есть у всех сторон, но особенно тяжёлая ситуация на Украине. Наша задача — реалистично оценить ситуацию и учесть все возможные варианты развития событий.
Диана МАНУКЯН