СЮНИК НА БОЛЬШОМ АУКЦИОНЕ
АРМЕНИЯ. <br> Вкладка в газете "КП в Армении"Пока Никол на неделе поспешил на поклон к «еврохозяевам» – Брюсселю, а оттуда перебежал к старшему брату – Макрону, у Сюника появился новый «клиент». Казалось, весь мир в эти дни затаил дыхание, ожидая, какие чудовищные требования Трамп предъявит россиянам. Трамп даже срочно вызвал генерального секретаря НАТО для обсуждения этого вопроса. Но в дополнение к обещаниям по грозным санкциям против русских, он также сделал ставку на «присоединение» Сюника, словно это какая-то Гренландия или Канада.
ТЕПЕРЬ ЕЩЕ И ТРАМП
Трамп, пожалуй, впервые официально обратился к армяно-азербайджанскому вопросу и теперь готовится к его урегулированию. Это уже беспокоит. Практика показывает, что когда Трамп говорит о каком-либо урегулировании, происходит ровно наоборот. Но, тем не менее, остаётся один существенный вопрос: как так получилось, что, делая заявления, которые были на грани Третьей мировой войны, Дональд Фредич вдруг вспомнил о таком несравнимо меньшем по масштабу вопросе, как армяно-азербайджанский «мирный договор»? Хотя отметим и то, что его новая «мирная миссия» сопровождалась таким «приятным бонусом», как идея на 100 лет подмять под себя «Зангезурский коридор» .
Конечно, термин «Зангезурский коридор» мог означать для Трампа «только бизнес, и ничего больше». Но с ним мог быть связан и серьёзный военно-политический смысл: находиться на границе с Ираном, да еще и в том самом районе, где существует разлом в тюркском мире, контролировать коридор, через который могут общаться русские и иранцы. Это понятно, но зачем он решил впихнуть это в тему «Армагеддона через 50 дней» для русских, если до сих пор это направление было совершенно лишено его внимания, вот в чём вопрос? Давайте разберёмся, «в чем тут дело?».
То, что Иран поспешил напомнить, что Сюник – одна из его главных «красных линий», за которую он может даже начать войну, понятно. Ходят слухи, что протурецкие террористические группировки из Сирии переместятся на юг Азербайджана и в Нахичевань. Если же Сюник тоже станет подконтрольной территорией, как планируют англосаксы, то азеро-иранская граница будет готова к сухопутной войне с Ираном. Но этот процесс уже шёл в кругах Эрдоган-Алиев-Никол и без вмешательства Трампа. Но теперь вмешался Трамп, и, похоже, всё сразу смешалось. С одной стороны, Никол поспешил заявить через своего пресс-секретаря, что «Армения не обсуждает возможность передачи своей территории, которая связывает с Азербайджан с Нахичеванской автономией, третьей стороне».
Турция также поспешила заявить, что мы даже не знаем о намерении США контролировать коридор через территорию Армении. Иным языком это означает, что никакого американского урегулирования, хотя до этого циркулировала версия, что Вашингтон договорился об этом с Турцией. Тот факт, что европейцы поспешили вызвать Никола к себе для отчета, подсказывает, что это неприемлемо и для Брюсселя. Макрон же попытался придать делу антироссийский тон, мол, русские угрожают Европе, начиная с Кавказа и заканчивая Арктикой. Что касается того, в каком смысле Макрон считает Кавказ Европой и как Россия через Кавказ может угрожать Европе, лучше спросить у него. Но то, что он намекает на то, что там расположены европейские интересы, это, кажется, понятно. И поскольку он намекает, что американцы не должны заходить в зону «европейских интересов», то есть в Сюник, то, видимо, в Европе все это Николу доходчиво объяснили.
Наконец, нетрудно догадаться, что Москва, в свою очередь, ни в коем случае не согласится с американской, да и любой другой, администрацией в Сюнике, и если такие планы действительно осуществятся, то российская реакция может быть очень жесткой.
НИКОЛОВСКАЯ «НЕЗАВИСИМОСТЬ»
Итак, подытожим общую картину. Постфактум, когда Алиев и Никол явно пытались что-то реализовать в рамках британских программ, Трамп предпринял шаг, который просто сбивает с толку весь расчёт. Соответственно, все, у кого есть свои отдельные расчёты, связанные с Сюником, тут же выступили против него. А это означает одно: любая сторона, которая попытается сейчас нарушить статус кво и утвердиться в Сюнике, немедленно встретит противодействие со стороны всех остальных. И то, что Трамп смешал эту историю с историей об «ужасных мерах» против русских, вероятно, говорит об одном: он рассматривает сюникский вопрос в контексте исключительно российско-американских действий, придавая ему довольно серьёзный смысл. Так оно и есть: если станет реальным ударить по Ирану с общего направления Азербайджан-Сюник-Нахичеван, то у Трампа может не остаться иного выбора, кроме как вмешаться в этот конфликт. И это может стать «последним гвоздём в гроб» его президентства.
Но оставим всё это в стороне и сосредоточимся на том жалком бардаке, который Никол устроил в Армении. А именно, с его подачи разворачивается грандиознейший «рынок», где территория Армении выставлена на продажу. Более того, Никол довёл дело до того, что, договорившись с одним, он одновременно оказывается мишенью для всех остальных заинтересованных в этом вопросе игроков.
К.Саргсян