Удастся продавить этот коридор или нет - зависит от Армении и России
АРМЕНИЯ. <br> Вкладка в газете "КП в Армении"На днях в «Доме Москвы» в Ереване состоялась конференция «Диалог с Москвой», в которой приняли участие представители более 60 русскоязычных СМИ и земляческих организаций из стран СНГ, Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Среди них был и Андрей Пономарев, глава Ассоциации русского языка и культуры турецкого города Измир (Турция), с которым мы провели беседу на полях форума.
— Вы создаете мосты между российским и турецким обществами. Как бы вы оценили сегодняшние российско-турецкие отношения? В конце концов, как Турция относится к текущей политике Российской Федерации?
— То, что они думают о политике России, они, возможно, об этом не говорят, но, конечно, у них есть своя политика и свои интересы, но при этом мы умеем договариваться с турками. Мы понимаем, что за многие-многие века мы никуда не делись и они никуда не денутся. То есть нам надо как-то выстраивать свою жизнь в соответствии с этим. Это здравая позиция, всем странам так желаю. Она на данный момент хорошая, нейтральная, есть точки соприкосновения по Украине, по Ирану, по Израилю, по Кавказу. Есть какие-то недопонимания или просто разные интересы, их невозможно совместить. Но при этом мы остаемся в контакте и в диалоге.
— В каких вопросах существуют недопонимания или просто разные интересы? Например, кто, по-вашему, будет, так сказать, «смотрящим» в нашем регионе?
— Это сложный вопрос, но вы знаете, что Кавказ - между Турцией и Россией. И каждый хочет расширить свою зону влияния. И во многом это от вас зависит, в какой зоне интересов, в чьей сфере интересов вы окажетесь. Я вижу, что ваш премьер-министр имеет подход к Эрдогану и там ведутся какие-тодиалоги, соглашения. Устраивает ли это Россию, я не знаю. И устраивает ли это армян, я тоже не знаю. Но что-то движется, какая-то работа идет.
— Никол Пашинян недавно находился с официальным визитом в Турции. Какие ожидания можно иметь от диалога Эрдоган–Пашинян, возможно, от закулисных договорённостей?
— На Кавказе все можно ожидать, понимаете. Я думаю, что Турция будет свой проект коридора пробивать и дальше. Потому что я знаю, что там работа ведется, люди ответственные за это берутся. То есть там уже огромные планы и они будут продавливать этот коридор. А вот удастся он или не удастся - зависит от Армении и России. И от ситуации на Ближнем Востоке с Ираном и со всем. Потому что если там будут проблемы, то тоже мало всем не покажется. Нам не до этого коридора будет просто.
— Мы наблюдаем армяно-турецкий диалог на уровне властей, но согласитесь, что наши народы воспринимают всё это болезненно, и это вовсе не означает, что на высшем уровне выражается мнение народа…
— Можно все преодолеть, если слышать, слушать и понимать друг друга. Можно какие-то взаимовыгодные компромиссы найти в любой проблеме. Даже вот Израиль - Иран. Но хотят ли люди слышать или они уже понеслись вперед, это уже другой вопрос.
— Президент США Трамп ещё до прихода в Белый дом обещал принести миру мир, но сегодня весь мир охвачен огнём. Верите ли вы, что всё это можно будет преодолеть?
— Я думаю, при всем своем шоуменстве со стороны Трампа, проблема не в Трампе. Проблема в том, что где тонко, там и рвется. И просто это все так совпало по времени - и Украина, и Кавказ, и Иран. Я думаю, это будет продолжаться какое-то время. И не все сразу уляжется.
Грант САРАФЯН
