Пашинян пытается играть сразу и с Россией, и с Западом
АналитикаСобеседник медиахолдинга «Иравунк» –политолог, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков.
-Эксперты считают, что главной целью визита главы российской дипломатии в Ереван была некая ревизия двусторонних отношений России и Армении. Можно ли
считать, что поездка это продемонстрировала, что отношения России и Армении, несмотря на период некоторой турбулентности и различные позиции по ряду вопросов ( рабочие разногласия), сохранились, причем в полном объеме?
- Мне кажется, что в настоящее время руководство Армении пытается играть в «ситуативную многовекторность». Если в 2022-2024 годах на фоне резкого ухудшения отношений России с Западом официальный Ереван набирал дистанцию от
России, то сейчас евроатлантический консенсус по украинскому вопросу поставлен под сомнение. В этой ситуации Пашинян пытается играть сразу и с Россией, и с
Западом. Отсюда и все эти метания. Сначала Пашинян едет в Москву на 9 мая, потом – в Тирану.
- Армения предпочла развëртывание наблюдательной миссии Евросоюза, сославшись на то, что ЕС признаëт территориальную целостность Армении в границах бывшей Армянской ССР (29,8 тыс. кв. км), от чего воздерживаются в ОДКБ. Невзирая на то, как мы относимся к Пашиняну, Армения принципиально настаивает на подтверждении зоны ответственности ОДКБ в Республике Армения. Почему ОДКБ так же принципиально отказывается это делать?
- Потому что ОДКБ не един. В нем есть страны, которые откровенно симпатизируют Азербайджану. Например, Казахстан и Белоруссия. Последняя, как известно, даже осуществляет военно-техническое сотрудничество с Баку. В этой ситуации говорить о том, что Москва игнорирует Ереван, нельзя.
и подходит ли для этого т.н. «Зангезурский коридор»?
- Мне кажется, что в ситуации американо-израильского удара по Ирану проблематизируются все транспортно-логистические проекты в регионе, которые поставлены под сомнение.
-Можно ли предположить, что Анкара и Баку нацелены на формирование экстерриториального коридора через юг Армении преимущественно с целью развития военно-стратегического сотрудничества, еще конкретней - беспрепятственного осуществления военных перевозок для милитаризации Нахиджевана- с формированием там полноценной турецкой военной базы - потенциального
плацдарма против Ирана?
- Это одна из целей азербайджано-турецкого тандема. Хотя стратегическая цель прокладывания такого коридора – это фактический отрыв Сюника и всего юга Армении от страны. Если азербайджанская сторона реально потребует возвращения азербайджанцев, покинувших в конце 1980-х годов Армению, то у Баку появится мощный рычаг давления на Ереван.
- Натиг Джафарли - председатель партии REAL, считает, что решение Алиева не ехать на парад Победы - правильное, и этот шаг еще раз доказывает, что Азербайджан – наименее зависимая от России страна в регионе и что за последние 5-6 лет официальный Баку сыграл большую роль в ослаблении влияния Москвы на Южный Кавказ. Эльчин Алиоглу - директор Baku Network считает, что отсутствие президента Алиева на Параде Победы в Москве свидетельствует о том, что Азербайджан отказывается рассматривать себя как придаток чужих геополитических планов. Оба деятеля считаются провластными. Их сентенции, по - вашему, насколько
коррелируются с официальной позицией Баку?
-Мне кажется, что не только коррелируется, но и даже санкционировано руководством Азербайджана. Известно, что Азербайджан – это не та страна, где любой блоггер, возомнивший себя экспертом, может говорить, что ему вздумается. За такое в Баку бывают жесткие санкции.
Удивляет позиция Москвы. Откровенно враждебную позицию Баку в Москве предпочитают не замечать. - Армения активизировала сотрудничество в оборонной сфере с Ираном, Грецией, Францией и Индией после 44-дневной войны в Карабахе осенью 2020 года и на фоне разговоров о «диверсификации» шагов в деле обеспечения безопасности Армении. Как это отражается на российско-армянских отношениях?
-В Москве это создает плохой психологический фон. Россия воспринимает это как часть дистанцирования от Москвы.
- Армянские власти начали обсуждать идею вступления в Евросоюз. Это происходит на фоне заметного ухудшения отношений с Россией, на что указывает заморозка Ереваном членства в ОДКБ. Интеграция в ЕС, предупреждают эксперты, поставит под вопрос участие Армении в ЕАЭС и СНГ. По - вашему, каковы реальные перспективы европейской интеграции Армении, и как это влияет на позиции России в Закавказье?
- Мне опять-таки кажется, что официальный Ереван сделал символический жест на внутреннего потребителя. Он показал прозападным сегментам армянского общества, что готов и дальше дистанцироваться от Москвы. Что касается самого Евросоюза, то ему сейчас явно не до Армении. И мне кажется, что в ереванских коридорах власти это понимают.
Беседу вёл Саркис Саркисян