Что еще должна сделать Турция, чтобы мы наконец проявили бдительность?
Тема
110-я годовщина Геноцида армян. Однако вопрос в том, насколько мы и мир готовы достойно и на государственном уровне отметить этот трагичный памятный день. Об этом мы побеседовали со старшим научным сотрудником Института арменоведения ЕГУ, тюркологом АКОПОМ ЧАКРЯНОМ.
— По Вашему мнению, в чем основная причина того, что 110-й годовщине Геноцида армян не уделяется должного внимания? Какие, по Вашему мнению, самые большие упущения мы допустили как в политической, так и в социальной сфере?
— Заявления Пашиняна по этому поводу абсолютно неверны и глубоко неприемлемы. Более 40 стран официально признали Геноцид армян, включая одну из самых влиятельных сверхдержав мира — США. Почему важна позиция США, ведь речь идет о государстве, играющем решающую роль в международной политике! Однако даже в этих условиях Вашингтон на долгие годы затянул процесс признания, что свидетельствует о том, что вопрос имеет не только исторический, но и глубокий политический контекст.
Я также вижу опасную тенденцию в том, что Никол поднял тему последствий геноцида, поскольку не исключено, что она будет включена в международную повестку дня не в интересах армянской стороны, а как переговорный инструмент в отношениях с Турцией. Другими словами, серьезность проблемы может быть искажена или использована в политических целях. Требование ликвидации последствий Геноцида может служить дополнительным механизмом оказания политического давления на Турцию. Я не понимаю, если так много стран уже признали Геноцид армян, почему нужно продолжать еще что - то обсуждать, особенно когда Турция продолжает проводить политику отрицания?
Когда проблему признают более 40 государств, в том числе в международных органах, это означает, что она уже считается реальностью, принятой международным правом. Так зачем же нужно излишне «мутить воду», тем более занимая пост премьер-министра страны? Если человек не обладает достаточными знаниями по теме, он не может вступать в дискуссию не подумав. Это может только навредить нашим национальным интересам.
«МЫ НЕ ДОБИЛИСЬ БОЛЬШОГО ПРОГРЕССА В ВОПРОСЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОТРИЦАНИЯ ГЕНОЦИДА»
— Много лет назад мы открыли важную страницу нашей истории, отметив 100-летие Геноцида армян. Тогда к нам приехал почтить память жертв геноцида В.В. Путин, главы и делегации многих государств. Сейчас, спустя довольно много времени с той символической даты, мы стоим на новом этапе, приблизившись к 110-летию. Произошли ли за это время какие-либо видимые изменения как в отношении международного сообщества, так и в процессе нашего собственного исторического восприятия?
— Говоря обо всем этом, следует отметить, что существенных изменений как таковых на данный момент не произошло. Однако проблема геноцида представляет собой огромную и комплексную проблему, состоящую из нескольких взаимосвязанных этапов. В первую очередь необходимо добиться международного признания Геноцида армян, затем бороться с его отрицанием, добиваясь криминализации отрицания, и, наконец, заняться вопросами ликвидации его последствий. Другими словами, вопросы следует поднимать постепенно, целенаправленно и комплексно.
К сожалению, мы не добились большого прогресса в криминализации отрицания. На данный момент только 8–10 стран криминализировали отрицание Геноцида армян. Однако здесь важно отметить резолюции, принятые Конгрессом США на уровне Сената и Палаты представителей, которые не только признали Геноцид армян, но и призвали правительство США поддержать процесс международного распространения этого признания и бороться с отрицанием.
Что касается Турции, то ее роль в 44-дневной войне была ясна и очевидна. Помимо военного и политического вмешательства, Турция также вовлекла в зону боевых действий группы сирийских наемников и террористов. Если этого недостаточно, то что еще должна сделать Турция, чтобы мы наконец проявили бдительность в отношении ее политики?
После принятия Конституции Армении процесс международного признания Геноцида армян приобрел новый импульс. Именно благодаря этому процессу сегодня более 40 стран мира официально признали Геноцид армян. Это наша единственная сильная и надежная сторона, наш козырь, который мы можем использовать против грубых и безответственных шагов Турции. К сожалению, у нас нет достаточного военного потенциала, а наши политические возможности ограничены. Поэтому в таких деликатных вопросах следует проявлять максимальную осторожность. Если человек плохо разбирается в теме, лучше промолчать, чем пытаться участвовать в дискуссии без глубоких знаний.
Более того, на мой взгляд, было бы правильно, если бы признание геноцида стало четким условием перед выстраиванием каких-либо отношений с Турцией. Ведь по сей день турецкая сторона не признает факт геноцида и открыто заявляет, что армяне были виновны и «напали на турецкий народ». И турецкий народ верит в эту ложную историю. Более того, подобные идеи официально распространяются и через государственную систему образования. В школьных учебниках армяне представлены как предатели, якобы нанесшие удар в спину турецкому государству.
Такое же давление оказывается и на армянские общины, оставшиеся в Турции. Улицы, на которых расположены армянские школы или церкви, часто переименовываются в честь исторических личностей, совершивших преступления против армянского народа, например, Талаата-паши, Энвера-паши и других. Это просто оскорбительно. Они даже пишут на стенах националистические и экстремистские тексты, например: «Блажен тот, кто считает себя турком». Это сказал Ататюрк, но очевидно, что даже Ататюрк не был тем, кем его представляют. По мнению многих, он даже не был турком, а имел еврейское происхождение. Об этом писали и исламистские круги.
ДИАНА МАНУКЯН