Le Monde: Сирия — арена противостояния Турции и Израиля. Часть 2/2
Международная политика
▪️«Наличие оружия на юге Сирии представляет собой угрозу для государства Израиль», — заявил представитель израильских военных. Министр обороны Исраэль Кац подтвердил, что израильские войска останутся в буферной зоне и продолжат действовать «ввиду сохраняющихся угроз безопасности Израиля».
▪️Среди военных объектов, подвергшихся ударам за последние две недели, — база в Кисве и исследовательский центр в Барзе (Дамаск), военный аэропорт Хамы, база в Пальмире и авиабаза T4 в провинции Хомс. Именно эти позиции, по информации Чарльза Листера, интересуют Турцию в рамках будущего оборонного соглашения с Дамаском: предполагается размещение систем ПВО Hisar и беспилотников на авиабазах Менаг (Алеппо) и T4 (Хомс).
▪️Хотя соглашение пока не подписано, Турция уже действует: «Турецкий персонал в течение нескольких недель занимается восстановлением и строительством авиабазы Менаг и находится на начальных этапах аналогичных работ на базе T4», — сообщает Листер.
▪️В рамках соглашения Турция должна предоставить новому сирийскому правительству воздушную поддержку и военную защиту. Сирия, стремящаяся к диверсификации своих региональных союзов, пока не ратифицировала документ.
▪️«Израиль не желает, чтобы базы, которые он разбомбил и разрушил, были восстановлены с возможностями, ограничивающими свободу действий его авиации. (…) Он не хочет, чтобы Сирия вновь усилилась в военном плане, вооружалась, устанавливала ПВО и мешала работе его беспилотников и самолётов в сирийском небе», — анализирует турецкий журналист и эксперт по Ближнему Востоку Фехим Таштекен в видеоматериале, опубликованном 1 апреля. — «Та Сирия, которую хочет видеть Израиль — это Сирия, не способная дать военный ответ». — резюмировал он.
▪️Военный аэропорт Хамы был «почти полностью разрушен», десятки мирных и военных получили ранения в результате ударов в среду вечером, подтвердило сирийское МИД, осудив «преднамеренную попытку дестабилизировать Сирию». Корреспондент AFP на месте увидел как минимум один сгоревший военный самолёт и сильно повреждённую технику, в том числе машину с системой ПВО.
▪️«На данном этапе нельзя утверждать, что Израиль ударил по Турции, но это можно расценивать как предупредительный выстрел», — считает Фехим Таштекен. Несмотря на то, что израильские бомбардировки и регулярные рейды в Сирии ставят Израиль на путь прямого конфликта с Турцией, журналист полагает, что столкновение ограничится риторикой — учитывая экономические связи между странами и их стратегическую зависимость от Вашингтона, который стремится примирить двух союзников.
▪️«Позиция США здесь проблематична: Белый дом при президенте Дональде Трампе фактически дал зелёный свет израильским действиям в Сирии, в то время как Пентагон и командование Центрального командования ВС США (CENTCOM) активно продвигают региональный альянс безопасности, который ставит это под сомнение», — анализирует Чарльз Листер.
▪️Пока Вашингтон планирует вывод войск из северных и восточных районов Сирии в рамках борьбы с ИГИЛ, Турция настаивает на создании нового регионального альянса безопасности с участием Иордании, Ирака и Сирии, который должен заменить CENTCOM.