Омбудсмен Арман Татоян предупредил Пашиняна о рисках "переходного правосудия"
Архив 16-20
Защитник прав человека Арман Татоян прокомментировал заявления Никол Пашиняна о возможном формировании в республике органов переходного правосудия и о независимости судей.
В предоставленном прессе заявлении Омбудсмен в первую очередь отметил, что органы переходного правосудия обычно формируются в тех странах, где в результате преступлений, в том числе, вооруженных столкновений и других подобных событий происходят массовые и неконтролируемые нарушения.
"В подобных случаях ситуация отличается тем, что в стране, как правило, борьба с преступностью и судебная система не применяются вообще или не в состоянии обеспечить борьбу с преступностью и правосудие, что обусловлено особенностями конкретных дел", - пояснил Татоян.
При этом он отметил, что само по себе переходное правосудие, как правило, предполагает уступки в системе защиты прав и следовательно, крайне высоки те критерии, к которым можно применить систему переходного правосудия в какой-либо стране.
Татоян сообщил, что в международном опыте встречаются примеры, которые свидетельствуют об опасных последствиях этого для верховенства права, в том числе в плане защиты прав в долгосрочной перспективе.
"Следует в любом случае учесть требование Конституции нашей страны о том, что общественная власть ограничена основными правами и свободами человека и гражданина в качестве непосредственно действующего права. Причем, это требование защищено абсолютным запретом невозможности изменения", - добавил он.
Омбудсмен подчеркнул, что международная система защиты прав человека устанавливает жесткие требования к формированию к деятельности органов переходного правосудия вообще. По этому вопросу со стороны Защитника прав человека инициирован процесс всеобьемлющего исследования.
Что касается судов, отметил Татоян, в первую очередь следует иметь в виду, что государственная власть реализуется на основе разделения и сбалансированности законодательной, исполнительной и судебной властей.
"Это, в свою очередь, предполагает абсолютную независимость судебной власти как от законодательной и исполнительной, так и любого другого органа или личности извне. Следует помнить, что суд является органом не по борьбе с преступностью, а по осуществлению правосудия", - сказал он.
Конечно, по словам Омбудсмена, в судебной системе Армении есть проблемы, в том числе связанные с внешней и внутренней независимостью судов, коррупционных проявлений, недостатка доверия к судам со стороны граждан, полноценной гарантии справедливого судопроизводства.
"Более того, адресованные Защитнику прав человека жалобы свидетельствуют, что в некоторых случаях отдельные судьи своим поведением вредят авторитету судебной системы. Все это является следствием также неусвоенных уроков и того, что в прошлом проблемам сферы не уделялось должное внимание", - констатировал Татоян, добавив, что подробно эти проблемы затронуты в сообщениях и докладах Омбудсмена.
Однако вместе с тем, сказал он, решения имеющихся задач следует добиться с применением последовательных, в том числе, жестких, но исключительно правовых методов. "Все равно, во всем этом процессе главной и по сути исключительной обязанностью должна быть гарантия независимости судебной власти, что будет иметь прямое влияние на конституционный принцип независимого судопроизводства", - отметил Татоян.
По его словам, из этого исходит прямое конституционное требование о том, что госорганы и органы местного самоуправления и официальные лица обязаны воздержаться от таких действий, которые могут угрожать или навредить независимости суда и судьи. Во всем этом процессе, напомнил Татоян, высокая ценность независимости судов и судей обеспечивается конституционной обязанностью Высшего судебного совета.-